Сегодня:
 
Главная
 
Проекты:
Посольский клуб
Прогноз
Сборник "Крупный
российский бизнес"
 
О фонде
 
Календарь
Новости
Публикации
СМИ о фонде
 
Контакты
 
Поиск
 
 





<<< Назад Оглавление Вперёд >>>

РОССИЯ И МИР: 2003

ЧАСТЬ I. ЭКОНОМИКА

7. прогноз развития экономики японии

На первый взгляд, ситуация в экономике не столь уж плоха: в первом-третьем кварталах 2002 г. приросты ВВП (в реальном выражении и годовом исчислении) составили 1,4%, 2,9% и 3,0%. В середине года падение промышленного производства сменилось ростом (порядка 3% на годовом уровне), идет сокращение запасов готовых изделий. Но эти положительные тенденции опираются исключительно на экспорт.

Частные инвестиции в основной капитал и портфель заказов в машиностроении непрерывно сокращаются с середины 2001 г. Нет ни одной крупной отрасли, инвестиции в которую “вытянули” бы спрос. В начале 90-х годов такой отраслью были телекоммуникации, но сейчас она переживает спад и в Японии, и во многих развитых странах. Рынки компьютеров и сотовых телефонов насыщены, производство переносится за границу. Ожидаемый темп инвестиций в 2002 фин. г. (финансовый год в Японии сдвинут вперед на квартал по сравнению с календарным: с 1 апреля по 31 марта) – минус 12,3%.

Ни потребительский спрос, ни частное жилищное строительство, ни частные инвестиции в основной капитал уже седьмой год (начиная с 1996 г.) не показывают самостоятельной динамики, способной стать движущей силой экономического роста. Чтобы “разогнать” давно застоявшуюся экономику Японии, необходим импульс извне.

Предпринимательские ожидания достаточно пессимистичны: только крупные промышленные корпорации надеются на улучшение ситуации и рост продаж в первом квартале 2003 г. и в дальнейшем на рост корпоративных прибылей. Средние и мелкие считают, что будет только хуже. Все ждут роста безработицы, которая в 2003 г. может возрасти до 6% (в 2002 г. – 5,4%).

Крупные корпорации избавляются от неприбыльных подразделений и реорганизуются, но их реструктурирование увеличивает безработицу и усиливает давление на личное потребление (56% совокупного спроса). Цена реструктурирования – это текущие издержки: выплаты выходных пособий увольняемым и снижение курсовой стоимости акций. Падение курсов на фондовом рынке началось c уровня около 12000 в конце мая, в середине ноября индекс Никкэй опустился ниже отметки 8500. Это очень тревожный симптом, считают японские аналитики: рынок посылает сигнал о ненадежности японской экономики, которая слишком сильно зависит от зарубежного спроса и слабой иены. Наибольшую тревогу вызывает синхронизация падения японских и американских акций в середине года: курсы японских ценных бумаг сильно зависят от американского спроса.

Начиная с 1996 г. Япония проводит широкомасштабные экономические реформы. Они направлены на создание новой институциональной основы для экономического роста в ХХ1 веке. Уже изменены институт крупной корпорации, антимонопольный закон, процедуры банкротств, правила найма и увольнения, принципы финансирования государственного сектора и многое другое. Но не нашли решения такие ключевые проблемы, как долговое бремя корпораций и тяжелый груз невозвратных кредитов в банках. Суммарная величина невозвратных долгов в 2002 г. превышала 22% совокупного объема выданных банками ссуд и 27% ВВП (в текущих ценах).

Компании-должники сосредоточены в строительстве, операциях с недвижимостью и розничной торговле. Это постоянные клиенты банков, связанные с ними долголетними партнерскими отношениями. В одной только строительной индустрии, разросшейся на подрядах для общественных работ, занято более 10 млн. чел. В краткосрочной перспективе ликвидация безнадежных должников может только подавить экономическую активность, вызвав увеличение безработицы.

монетаристская денежно-кредитная политика властей не работает. Банк Японии снижает коммерческим банкам норму резервирования на своих счетах и увеличивает денежное предложение темпом в 3,5-3,7% в год. Учетная ставка снижена до 0,1%, на межбанковском рынке ставки практически нулевые. Но банки сокращают кредитование реального сектора на 4,0-4,2% в год: они боятся недобросовестных заемщиков. Прибыли банков уходят на списание долгов, и многим даже самым крупным банкам угрожает опасность нарушения нормы достаточности капитала, установленного законом на уровне 8%.

Такая ситуация называется “ловушкой ликвидности” (когда рост денежной массы вызывает не снижение процентной ставки, а увеличение неиспользуемых денежных средств). Поэтому экономика с середины 90-х годов не может избавиться от дефляции: в конце 2002 г. индекс оптовых цен был на уровне 94,2% (1995=100). При дефляции реальные долги нарастают, у компаний снижаются стимулы к инвестированию, а у населения - крупным тратам (объем нового жилищного строительства сокращается в среднем на 1,4% ежемесячно).

Стратегия оздоровления государственных финансов пока не выработана. Поставлена только общая цель: добиться ликвидации бюджетного дефицита к 2010 г. По оценке OECD, отношение государственного долга к ВВП Японии – 142,0% (наихудшее среди 30 стран).

Экономические реформы в Японии рассчитаны по крайней мере на среднесрочную перспективу. В ближайшей же перспективе они только создают дополнительные риски. Так, ускоренное списание долгов создает новое дефляционное давление. Правительство ищет способы развязать этот клубок проблем. Проблема оздоровления банков и их корпоративных заемщиков будет решаться “в связке”, и на ее решение отводится 3-5 лет. Финансовая помощь банкам, которая прежде предоставлялась по их требованию, может стать принудительной. Помощь будет предоставляться в виде покупки правительством привилегированных акций банков. Но далее предусматривается конвертация этих акций в обыкновенные, так что государство может стать крупнейшим акционером банков. Пока эта перспектива национализации – только “дубинка”, занесенная над банками с целью заставить их избавляться от наиболее злостных неплательщиков.

В стадии обсуждения находится налоговая реформа, в центре которой – налог на корпоративную прибыль. Это ключевой налог для оживления конъюнктуры: снижение его ставок может побудить предприятия пойти на замену устаревшего оборудования. Но если их снизить, то придется заполнять брешь в бюджетах всех уровней, что при нынешнем уровне государственного долга сделать очень непросто.

В правящей верхушке страны (и внутри правящей Либерально-демократической партии) разгорелся острый конфликт по поводу выбора способов оживления конъюнктуры. Кабинет Коидзуми не хочет применять старые способы краткосрочного стимулирования – эмиссию государственных облигаций, общественные работы. Законодатели требуют принять дополнительный бюджет на сессии парламента в январе 2003 г., так как опасаются, что списание неработающих активов усилит дефляцию. Коидзуми озабочен реформами и перспективой, а его однопартийцы законодатели – текущей конъюнктурой. Коидзуми дал публичное обещание ограничить рост государственного долга “потолком” в 30 трлн. иен. Но за апрель-сентябрь недобор налоговых поступлений в бюджет превысил 46 трлн. иен. В ноябре премьер нарушил свое обещание: выдержать жесткую финансовую дисциплину невозможно.

Прогнозы ведущих аналитических центров не вполне соответствуют позитивным результатам первых трех кварталов и скорее отражают резкое ухудшение ожиданий, вплоть до панических оценок мировой конъюнктуры в ближайшем будущем.

Более или менее реалистические оценки исходят из надежды на то, что к концу 2002 календарного года восстановится уровень корпоративных прибылей благодаря приросту экспорта в США. Это вполне вероятно: по данным опроса, проведенного газетой “Нихон кэйдзай”, корпорации, котирующие акции на биржах, ожидают прирост годовой прибыли (до уплаты налогов) на 71%. Тогда нулевой рост будет только в 2002 фин. году, а дальше начнется медленный подъем.

По нашей оценке, эти ожидания занижены, и в 2002 г., учитывая тренд, прирост ВВП составит небольшую положительную величину (до 1%). В 2003 году, учитывая прогнозируемый рост в США, Китае странах Юго-Восточной Азии, также вполне возможен прирост ВВП на 1,0%.


<<< Назад Оглавление Вперёд >>>


 

Последние обновления:

Крупный российский бизнес - 2003

РОССИЯ И БАЛТИЯ: 2010

ВОЙНА В ИРАКЕ: УРОКИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ.

"Крупный российский бизнес и проблемы модернизации"

Excerpts from the Report Russia and World 2003

ПОВЕСТКА ДНЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: В ПОИСКЕ ОБЩИХ РЕШЕНИЙ

 
         
tel: (495) 128-78-14 e-mail info at psifoundation ru


Политика
TopCTO Политика
Rambler's Top100