Сегодня:
 
Главная
 
Проекты:
Посольский клуб
Прогноз
Сборник "Крупный
российский бизнес"
 
О фонде
 
Календарь
Новости
Публикации
СМИ о фонде
 
Контакты
 
Поиск
 
 





<<< Назад Оглавление Вперёд >>>

РОССИЯ И МИР: 2003

ЧАСТЬ II. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

3. Новая повестка дня российско-американских отношений

Своих наибольших успехов в истекшем году российская внешняя политика добилась на направлении, традиционно считающемся главным и во многом определяющим—в области отношений с США. При минимуме усилий и затрат удалось заложить основу для качественно нового взаимодействия двух стран. Его отличительная особенность не в одномоментном разрешении всех десятилетиями копившихся проблем двусторонних отношений, а в появлении у России и США объединяющего мотива, потенциально превалирующего над этими проблемами, побуждающего отодвигать их на второй план, рассматривать их не как судьбоносные и жизненно важные, а как рутинные и даже способные превратиться из предмета соперничества в фактор сотрудничества.

На эмпирическом уровне Россия и США пришли к единому пониманию смертельной опасности, которую несет цивилизации международный терроризм как форма внесистемного насилия. Осознание общей опасности—естественная предпосылка к объединению усилий по ее нейтрализации, то есть к созданию коалиции.

В годы второй мировой войны так возникла антигитлеровская коалиция, после войны—коалиция, объединившая демократические страны в борьбе против мирового коммунизма, а в 70-е—80-е гг. двадцатого века—нацеленная на сдерживание Советского Союза неформальная коалиция США и Китая. Первая и последняя из этих трех коалиций, выполнив свою миссию, распались. Зато коалиция демократических стран превратилась в несущую конструкцию международных отношений. Причина очевидна: в отличие от антигитлеровской и антисоветской, коалиция демократических стран строилась на едином понимании глобальных стратегических интересов и ценностей.

В таком контексте следует признать, что сегодня у России и США нет непреодолимых препятствий к тому, чтобы вступить в коалицию, которая не только будет сориентирована на еще очень неблизкую победу над международным терроризмом, но и определит характер их взаимоотношений в целом.

Возникновение долговременной и неконъюнктурной коалиции России и США отвечало бы национальным интересам обеих стран, но, конечно, в неодинаковой степени. Объективно интерес России неизмеримо выше, и отнюдь не потому, что она слабее США. Для России антитеррористическая коалиция с США—это шанс ускорить и спрямить процесс интеграции в сообщество демократических государств с высокоразвитой экономикой. Причем шанс вступить в него в качестве великой державы. Любой альтернативный путь к той же цели был бы намного длиннее, стоил бы России немалых дополнительных усилий, а возможно, и унижений. И еще не ясно, удалось бы пройти этот путь до конца. Для США же коалиция с Россией выгодна, поскольку позволяет получить влиятельного и надежного партнера, чьи границы примыкают к нестабильным (сегодня или потенциально) регионам и странам,—но не является жизненно важной. С Россией или без нее, США в обозримой перспективе останутся великой державой и абсолютным лидером по объективным показателям экономической и военной мощи—даже в условиях вполне вероятного усиления других мировых центров.

С учетом сказанного в интересах России максимально использовать появившийся импульс к сотрудничеству с США. В 2002 г. получил развитие двусторонний диалог на высшем уровне, были временно закрыты острые темы ПРО и стратегических наступательных вооружений. В переговорном процессе российскому президенту, несмотря на острую критику, удалось избежать стратегически невыгодного для России формата "торговли" по вопросам, в которых позиции страны объективно уязвимы. Важное в политико-психологическом плане значение имело предоставление России статуса страны с рыночной экономикой. Тактическим достижением стало свертывание Вашингтоном критического пафоса в отношении операции в Чечне (хотя со стороны России дело в основном свелось к переименованию чеченских сепаратистов в международных террористов).

Тем не менее в отношениях с США России не удалось полностью уйти от традиционной повестки дня. Чуть ли не по всем ее пунктам продолжалось оппонирование Вашингтону, пусть даже и без прежней горячности. Благоприятные условия для прорыва с новыми инициативами оказались неиспользованными. Между тем для этого совсем не требуется всегда и во всем соглашаться с США—минимально достаточным было бы отказаться от неуместного обструкционизма.

В 2003 г. задача формирования новой повестки дня российско-американских отношений будет являться одной из самых приоритетных, а с точки зрения стратегической перспективы—ключевой. В конкретном плане решение этой задачи могло бы осуществляться по нескольким направлениям.

  • Совместное осмыслении проблемы международного терроризма, разработка ее понятийного аппарата и прежде всего критериев определения террористов и их пособников, имея в виду разработку адекватной нормативно-правовой базы или инициирование соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН.
  • Новые совместные инициативы по проблемам нераспространения оружия массового уничтожения, поскольку ныне существующие в этой области режимы неуклонно теряют эффективность как раз тогда, когда сами указанные проблемы обостряются. Сотрудничество по этой проблематике, учитывая как ее высокую приоритетность для США, так и объективную заинтересованность России в нераспространении оружия массового уничтожения, имеет все основания стать одним из важнейших объединяющих мотивов российско-американских отношений.
  • Поддержание, а по возможности и расширение традиционной повестки дня в области контроля над вооружениями. Новые отношения между Россией и США отнюдь не должны служить оправданием свертывания внимания к этой проблематике. Наоборот, этим отношениям может быть нанесен ущерб, если обе стороны будут исходить из того, что они свободны от каких бы то ни было ограничений в сфере военных приготовлений. Между тем здесь есть трудные, но важные темы для российско-американского диалога—такие, как контроль за выводимыми из боевого состава ядерными боезарядами или транспарентность и ограничения в области нестратегического ядерного оружия.
  • Совместные политические и интеллектуальные усилия, направленные на снижение роли и поэтапный отказ от взаимного ядерного сдерживания, на его трансформацию в новую модель взаимоотношений в этой области на кооперативных началах. Одной из важнейших предпосылок для начала этого процесса была бы готовность России, последовав примеру США, Великобритании и Франции, сделать прозрачной свою программу развития стратегических ядерных сил. Другими важными составляющими могли бы стать договоренности на высшем политическом уровне о взаимном отказе от планов ответно-встречных ударов, а также о сотрудничестве в разработке и развертывании нестратегической и стратегической ПРО.
  • "Инвентаризация" возможностей и координации усилий России и США в целях урегулирования конкретных международных проблем—касающихся Ирака, Северной Кореи, арабо-израильского конфликта и других "горячих точек" планеты.
  • Целенаправленные усилия по свертыванию антиамериканской пропаганды в России, по-прежнему подпитываемой как произвольно или намеренно резкими заявлениями отдельных российских официальных лиц и политиков, так и давнишними стереотипами общественного мнения. В 2003 г. парламентские выборы будут, с высокой долей вероятности, способствовать усилению антиамериканской популистской риторики. Между тем власть могла бы сыграть свою роль в противодействии широко культивируемым представлениям о том, что во всех бедах России виноваты США. Задача эта вполне выполнима: российские официальные лица гораздо дисциплинированее, чем принято считать, а российские СМИ, сохраняя свободу в выборе и способах подачи информации, за редким исключением всегда тонко угадывают настроения властей.

Наконец, России важно не противопоставлять успешно развивающееся взаимодействие с США своим отношениям с Европой, хотя к этому и могут подталкивать некоторые иллюзорные или даже вполне реальные мотивы. Стратегической задачей является сохранить баланс американского и европейского направлений, избежать крайне невыгодного для страны выбора между главными западными партнерами.


<<< Назад Оглавление Вперёд >>>


 

Последние обновления:

Крупный российский бизнес - 2003

РОССИЯ И БАЛТИЯ: 2010

ВОЙНА В ИРАКЕ: УРОКИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ.

"Крупный российский бизнес и проблемы модернизации"

Excerpts from the Report Russia and World 2003

ПОВЕСТКА ДНЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: В ПОИСКЕ ОБЩИХ РЕШЕНИЙ

 
         
tel: (495) 128-78-14 e-mail info at psifoundation ru


Политика
TopCTO Политика
Rambler's Top100