Сегодня:
 
Главная
 
Проекты:
Посольский клуб
Прогноз
Сборник "Крупный
российский бизнес"
 
О фонде
 
Календарь
Новости
Публикации
СМИ о фонде
 
Контакты
 
Поиск
 
 





<<< Назад Оглавление Вперёд >>>

РОССИЯ И МИР: 2003

ЧАСТЬ II. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

6. Стратегические цели во взаимоотношениях со странами СНГ

Хотя в политических отношениях России со странами СНГ регулярно возникают определенные пертурбации, а временами и мини-кризисы, в целом они уже на протяжении довольно длительного времени сохраняют весьма высокую степень инерционности.

Руководители бывших союзных республик хорошо ориентируются в столице бывшей метрополии, умело используют неформальные связи с российской политической элитой для поддержания старой модели отношений, в рамках которой Москва, закрывая глаза на их поведение, предоставляет необходимую поддержку и разнообразные льготы, идет на уступки в обмен на дежурно-протокольные изъявления лояльности.

Большинство стран СНГ (точнее, их политическое руководство) полагают существующее положение вещей в целом удовлетворительным и в принципе стремятся его сохранить. Какие цели ставит перед собой Россия—понятно не вполне. Во всяком случае, осуществляемые ею акции довольно часто выглядят бессистемными и конъюнктурными, не вызывая впечатления о наличии хорошо продуманной и проработанной стратегии.

Между тем именно существующее положение вещей сопряжено для России с рядом серьезных проблем в сфере национальной безопасности и международного престижа. Едва ли не во всех странах СНГ у власти находятся авторитарные режимы разной степени жесткости, коррумпированности и эффективности, но почти одинаково трудно предсказуемые с точки зрения своей политической перспективы. В большинстве из них нынешние лидеры откровенно стремятся стать несменяемыми и безальтернативными, по мере возможности преследуя и подавляя оппозицию, искореняя протестные настроения.

Сохранение союзных и отчасти патерналистских отношений с подобными режимами не только дискредитирует Россию в глазах остального мира. Гораздо более тревожным представляется то обстоятельство, что в результате популярность России в странах СНГ оказывается в прямой зависимости от популярности существующих там режимов, протестные настроения в местном обществе приобретают латентно антироссийскую окраску, а оппозиция в своих политических преференциях однозначно ориентируется против Москвы.

С учетом сказанного вероятность того, что смена власти во многих странах СНГ может произойти под антироссийскими лозунгами, представляется неприемлемо высокой. Авторитарные режимы редко уходят по доброй воле, но когда это все же происходит, новая власть начинает с отрицания политического наследия старой.

Пока же этого не произошло, нынешние лидеры стран СНГ, как правило, располагают широким выбором вариантов разыгрывания российской (а точнее, антироссийской) карты. Кто-то может попытаться шантажировать Россию, позиционируя себя как единственного гаранта сохранения союзных отношений с ней. Кто-то, оказавшись в сложной внутриполитической ситуации, может воспылать неожиданно горячей любовью к России в надежде получить от нее экстренную поддержку. Кто-то, напротив, предпочтет перехватить у оппозиции антироссийские лозунги. В любом варианте в проигрыше рано или поздно может оказаться Россия, рискующая либо лишиться своих позиций в той или иной конкретной стране СНГ, либо окончательно превратиться из доброжелательного нейтрального арбитра в прямого участника протекающих в ней процессов, вынужденного поддерживать непопулярного лидера.

Страны СНГ—зона стратегических интересов России. Эти интересы, в частности, предполагают, чтобы:

  • с территории стран СНГ не исходили угрозы безопасности России, в том числе и угрозы "транзитные", возникающие за пределами СНГ;
  • сами страны СНГ занимали дружественную в отношении России позицию независимо от того, кто находится в них у власти;
  • в странах СНГ была обеспечена внутренняя стабильность, а между ними не возникали конфликты, т.е. были бы исключены политические катаклизмы, чреватые прямым, а потому обременительным вовлечением России.

В отношениях с каждой из стран СНГ обеспечение российских интересов имеет, разумеется, свою специфику, которая здесь не рассматривается. Но в целом России необходимо стремиться к тому, чтобы в постсоветском пространстве постепенно складывались социально сбалансированные, экономически динамичные и по крайне мере умеренно демократические, с допустимой поправкой на местную специфику, национальные государства.

Для достижения этой цели Россия должна быть готова:

  • оказывать странам СНГ любую посильную политическую поддержку и экономическую помощь;
  • при необходимости гарантировать их безопасность;
  • в случае расхождения взглядов или возникновения конфликтных ситуаций пройти более значительную часть дистанции к компромиссу, чем соответствующая страна СНГ;
  • предельно тактично, но твердо и последовательно, т.е. без конъюнктурных исключений, увязывать такую свою позицию с готовностью стран СНГ учитывать российские пожелания, в том числе в части, касающейся проведения их внутренних экономических и политических реформ, а также обеспечения прав граждан;
  • поддерживать интенсивные и ровные отношения со всеми политическими и общественными силами в странах СНГ, не связывая себя однобокой поддержкой какой-то из них;
  • сохраняя приверженность СНГ как организации, а также соблюдая договоренности, выработанные в ее рамках, уделять повышенное внимание углублению двусторонних отношений с каждой из стран СНГ.

Политика России в отношении стран СНГ могла бы, очевидно, определяться не только ее стратегическими интересами, но и особым положением как государства-продолжателя СССР. Россия не должна быть безучастна к судьбе бывших соотечественников, где бы они ни находились и к какой бы национальности ни принадлежали. При этом нравственный долг нашей страны совпадает с ее обусловленным демографическими перспективами практическим интересом. Всем родившимся на территории Советского Союза до его распада необходимо предоставить право приобретения российского гражданства в упрощенном порядке, равно как и реальную возможность долгосрочного пребывания на российской территории или переселения в Россию. Для этого необходимо:

  • внести поправки в действующее законодательство с учетом опыта других стран (например, иммиграционной политики Великобритании в отношении граждан из стран Британского Содружества);
  • всемерно поощрять сохранение или введение во всех странах СНГ института двойного гражданства, одновременно сохраняя его в России;
  • гарантировать право бывших соотечественников на переселение в Россию и свободный выбор места проживания всеми доступными средствами (при том, однако, понимании, что реализация этого права не может предусматривать создания на территории России новых национальных автономий);
  • разработать и внедрить общенациональную программу, экономически мотивирующую желающих переселиться в Россию выбирать в качестве места постоянного проживания районы Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Отношения со странами СНГ должны занять понятное место в общей внешнеполитической стратегии России. В частности, они должны не противостоять, а органически встраиваться в основные направления новой российской политики, включая курс на создание единого экономического пространства с Европейским Союзом и формирование партнерства с ЕС и НАТО в области безопасности. Это, в числе прочего, может стать дополнительным внешнеполитическим ресурсом страны—причем как в отношениях с государствами СНГ, так и в отношениях с Западом.

В известном смысле здесь может оказаться воспроизведенной та же тенденция, что уже проявилась в комплексе взаимоотношений со странами Центрально-Восточной Европы и Балтии. Устранение нашего негативизма в отношении дрейфа этих стран в западном направлении способствовало тому, что Россия превратилась для них из проблемы в фактор расширения внешнеполитических возможностей. Важно, чтобы российские партнеры по СНГ считали свою лояльность к Москве не препятствием, а стимулом и необходимым условием развития отношений с западными странами. Для последних это тоже стало бы дополнительным обстоятельством, повышающим внешнеполитическую ценность России.


<<< Назад Оглавление Вперёд >>>


 

Последние обновления:

Крупный российский бизнес - 2003

РОССИЯ И БАЛТИЯ: 2010

ВОЙНА В ИРАКЕ: УРОКИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ.

"Крупный российский бизнес и проблемы модернизации"

Excerpts from the Report Russia and World 2003

ПОВЕСТКА ДНЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: В ПОИСКЕ ОБЩИХ РЕШЕНИЙ

 
         
tel: (495) 128-78-14 e-mail info at psifoundation ru


Политика
TopCTO Политика
Rambler's Top100