Сегодня:
 
Главная
 
Проекты:
Посольский клуб
Прогноз
Сборник "Крупный
российский бизнес"
 
О фонде
 
Календарь
Новости
Публикации
СМИ о фонде
 
Контакты
 
Поиск
 
 





РОССИЯ И БАЛТИЯ: 2010 (2)

|1| |2| |3|

Экономические связи России и стран Балтии.

Общее экономическое положение.


Нынешнее экономическое положение России и стран Балтии во многом связано с существенными различиями в стартовых социально-экономических условиях для их демократического и рыночного реформирования и в темпах и комплексности проведения реформ.

Несмотря на значительную национальную специфику, страны Балтии приступили к демократически-рыночным преобразованиям фактически как единый субрегион бывшего СССР. Он существенно отличался от собственно российских регионов наличием развитой транспортно-инженерной инфраструктуры (особенно портовой и автодорожной), более современной структурой (небольшая доля добывающих отраслей и отраслей ВПК при преобладании отраслей, ориентированных на конечного потребителя) и более высоким технико-технологическим уровнем промышленности (в пищевой, деревообрабатывающей, текстильной, химической, радиоэлектронной, частично - в машиностроительной отраслях; даже предприятия ВПК здесь были сосредоточены преимущественно в наукоемком приборостроении в отличие от материалоемкого производства военной техники и других вооружений в России), достаточно эффективным сельским хозяйством и сравнительно развитой сферой услуг.

Определенное значение имело использование этих республик как полигона для отработки экономических методов управления плановой экономикой в СССР (регионального хозрасчета, кооперации, выборности директоров, внутрихозяйственного хозрасчета и других элементов самоуправления на предприятиях), а также социально-психологические особенности основной части титульной и значительной части нетитульных наций в них, облегчающие проведение демократически-рыночной трансформации (в т.ч. сохранение в социальной памяти информации о досоветских рыночных отношениях и лучшее знакомство с мировой практикой).

Все это, наряду с массированной политической и финансово-организационной поддержкой Запада (прежде всего стран ЕС) и амортизирующей (особенно на первом этапе реформ) ролью рынка России и некоторых других стран СНГ, а также формированием странами Балтии общей зоны свободной торговли, предопределило более комплексную и результативную рыночную перестройку национальных экономик этих стран при закреплении и развитии элементов их субрегионального единства.

Меньшая по сравнению с Россией инерционность основных отраслей (особенно промышленности) позволила странам Балтии относительно быстро и социально бесконфликтно перейти от автаркической планово-распределительной модели функционирования экономики в рамках бывшего СССР к модели небольшой открытой экономики (small open economy), ориентированной на мировой рынок, прежде всего страны Западной и Центральной Европы. При этом безусловным лидером по масштабам, глубине и результативности экономических преобразований являлась Эстония.

Второе место на начальной стадии формирования новой экономической модели занимала Латвия, позднее уступившая его Литве. Так, по признаваемой большинством экспертов в мире оценке организации The Heritаge Foundation (США), индекс экономической свободы, рассчитываемый ею для 161 страны на основе анализа торговой и бюджетной политики, степени вмешательства государства в экономику, соблюдения прав собственности, монетарной политики, уровня денежных потоков и иностранных инвестиций, развитости банковского сектора, уровню заработной платы и цен и др., за 1995 - 2002 гг. в странах Балтии заметно возрос. По этому показателю в 2002 г. Эстония прочно заняла место среди стран свободной экономики (индекс ниже 1,95), разделив с США и Данией 6 позицию в общем рейтинге. Литва и Латвия вошли в число стран в основном свободной экономики (индекс 2 - 2,95), разделив, соответственно, 29 место с Италией и Испанией и 33 место - с Израилем. России пока отводят 135 место, оставляя ее среди стран в основном несвободной экономики (индекс 3-3,95) вместе с другими странами СНГ, кроме Армении, попавшей в одну группу с Литвой и Латвией, и Белоруссии, Узбекистана и Туркменистана, помещенных в группу стран репрессивной экономики (индекс выше 4).

Оценка позиции России, ставящая ее по степени экономической свободы на уровень Вьетнама и Конго, представляется недостаточно обоснованной. Так, общая налоговая нагрузка на экономику составляет в России около 37% ВВП, т.е. лишь немного превышает этот показатель для свободной экономики Эстонии (35%). Ставка подоходного налога в России составляет только 13% при 26% в Литве (3 место в десятке стран с наибольшей величиной такой ставки в 2002 г.) и 28% в Эстонии (2 место). Тем не менее, общая тенденция отставания России по развитию рыночных отношений от балтийского субрегиона очевидна. Незавершенность процессов реструктуризации и приватизации (в большей степени в России, в меньшей - в балтийских странах) нередко становилась причиной политической дестабилизации. При общем снижении роли государственного регулирования и возрастания роли частного предпринимательства, как в России, так и в балтийских странах, не исключено усиление государственного регулирования на определенных этапах, что обусловлено необходимостью реструктуризации и разработки промышленной политики, а также решения социальных проблем, являющихся серьезным дестабилизирующим фактором.

Тенденция к улучшению и некоторому выравниванию экономических позиций стран Балтии особенно заметна при сопоставлении основных показателей их социально-экономического развития с российскими за первый период функционирования рыночного хозяйства на собственной основе (1995-2002 гг.):

Таблица 1.
  1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002* 2003*
ВВП, прирост к предыдущему году в %
Эстония 4,3 10.4 5.0 -0.7 6.9 5.4 5.6 4.8
Латвия -0.8 8.6 3.9 1.1 6.8 7.6 4.5 5.5
Литва 3.3 7.3 5.1 -4.1 3.8 5.9 5.9 5.3
Россия -4.1 0.9 -4.9 5.4 9.0 5.0 4.3 4.5
Личное потребление, прирост к предыдущему году в %
Эстония ... 8.9 5.4 -0.8 8.0 3.4 5.0 5.5
Латвия ... 5.0 8.2 5.1 5.6 6.8 4.5 5.0
Литва ... 9.1 4.1 2.0 3.8 4.0 3.3 3.5
Россия -2.7 ... -4.9 5.4 9.0 5.0 ... ...

 

  1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002* 2003*
Инвестиции, прирост к предыдущему году в %
Эстония 4,0 17.5 11.3 -14.6 2.0 17.2 10.0 8.0
Латвия 8.7 20.7 44.0 -4.0 10.8 8.0 4.5 4.5
Литва ... 25.2 6.2 -1.5 -9.3 20.0 10.0 120.
Россия -10.1 -5.0 -12.0 5.3 17.4 8.7 2.6 7.0
Экспорт (в текущих ценах), прирост к предыдущему году в %
Эстония 40.3 41.2 10.7 -6.9 26.9 4.8 4.0 10.5
Латвия 29.7 17.3 8.5 -4.8 8.3 7.2 12.0 14.0
Литва 33.4 17.7 -3.8 -19.0 26.8 20.3 15.0 18.0
Россия 22.1 -1.7 -15.9 1.1 39.5 -2.4 4.4 10.0
  1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002* 2003*
Импорт (в текущих ценах), прирост к предыдущему году в %
Эстония 4,3 10.4 5.0 -0.7 6.9 5.4 5.6 4.8
Латвия -0.8 8.6 3.9 1.1 6.8 7.6 4.5 5.5
Литва 3.3 7.3 5.1 -4.1 3.8 5.9 5.9 5.3
Россия -4.1 0.9 -4.9 5.4 9.0 5.0 4.3 4.5
Экспортно-импортное сальдо, млн. долл. США
Эстония 53,0 38.2 7.9 -14.1 23.0 3.5 3.5 9.6
Латвия 32.6 17.7 17.3 -7.6 8.1 10.1 7.0 14.0
Литва 55.0 28.1 2.7 -16.5 12.1 16.4 15.5 18.0
Россия 24.1 5.7 -19.4 -31.9 13.5 19.0 12.1 7.8-11.1
  1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002* 2003*
Валютный курс (средний), нац. валюта за долл. США
Эстония -707 -1505 -1482 -1158 -1108 -1006 -1025 -1100
Латвия -437 -927 -1234 -955 -1030 -1185 -1308 -1400
Литва -994 -1784 -2083 -1831 -1647 -1770 -2067 -2400
Россия 14050 9932 11067 32077 56440 44147 46000 50500-52500
Сальдо госбюджета, в % к ВВП
Эстония -1,2 2,2 -0,3 -4,6 -0,7 0,5 0,0 0.5
Латвия ... 1,2 0,2 -4,0 -3,0 -1,8 -2,0 -2,0
Литва ... -1,8 -5,9 -8,5 -2,8 -1,9 -1,2 -1,8
Россия 3,2 5,2 5,6 5.4 0,9 2,9 3,5 ...
  1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002* 2003*
Потребительские цены, прирост декабрь к декабрю,%
Эстония 28,9 8,2 3,3 4,0 5,8 2,7
Латвия 23,1 ... 2,4 3.2 1,8 3.3 1.4 2.7
Литва 35.7 ... 2.4 0.3 1.4 2.1 1.0 ...
Россия 128.6 11.0 84.4 36.5 20.2 18.6 15.1 10.0-12.0
Безработица, % к экономически активному населению
Эстония 9.8 10.2 10.4 12.8 14.3 13.2 12.5 12.2
Латвия ... 7.0 9.2 9.1 7.8 7.7 8.0 7.5
Литва ... 6.7 6.9 10.0 12.6 12.9 12.0 11.5
Россия 9.5 11.8 13.2 12.6 9.8 8.9 7.6 8.0-8.2

* Оценка и прогноз: по странам Балтии - Commеrzbank(ФРГ) и национальные центральные банки, по России - Минэкономразвития РФ
Источник: Direction of Trade Statistics Yearbook 2002, IMF, Washington DC,2002; Россия в цифрах 2002,Госкомстат,Москва,2002; БИКИ No.129, 09.11.2002; Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.). Проект, М., Минэкономразвития РФ, 2003.

Данные свидетельствуют, что в рассматриваемый период развитие стран Балтии было в целом более стабильно, чем России. Колебания показателей внутри этой группы стран менее резкие. По ряду показателей, например, динамике ВВП, экспорта и импорта наблюдалось сближение тенденций, хотя для Эстонии характерна относительно более устойчивая динамика ВВП и личного потребления, более умеренная дефицитность бюджета и внешнеторгового сальдо и невысокая динамика импорта. Россия заметно отстает от стран Балтии по стабильности национальной валюты, по уровню заработной платы (опережая их при этом по росту потребительских цен). Однако у России ниже уровень безработицы, лучше сбалансирован госбюджет, а сальдо внешнеторгового баланса стабильно положительное, в отличие от хронически отрицательного сальдо у стран Балтии.

По социально-экономическому уровню в целом страны Балтии за время самостоятельного развития превзошли российские показатели. В 2001 г., например, российский ВВП на душу населения составлял от 51% (Эстония) до 67% (Латвия), а среднемесячная начисленная зарплата от 36% (Эстония) до 45% (Латвия) - соответствующих показателей стран Балтии. В 2002 г. Всемирный банк перевел Литву и Латвию из группы стран со средненизкими доходами на одного жителя в группу со средневысокими доходами, где с 2001 г. уже находилась Эстония, в то время как Россия остается в группе стран с низкими доходами. Правда, в странах Балтии велико имущественное расслоение общества. Наиболее разительно оно в Эстонии, где в 2001 г. доходы 10% самых бедных граждан были в 10 раз ниже доходов 10% самых богатых. В Латвии и Литве этот разрыв превышает 8 раз, т.е. примерно равен разнице между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых граждан России.

Сближение стран Балтии по уровню благосостояния населения является еще одним элементом формирования их экономической общности в рамках расширяющегося Евросоюза. Это особенно заметно при сопоставлении их показателей со средними по странам ЕС. В 2001 г. ВВП на душу населения в Эстонии составлял 42% от среднего уровня ЕС, Литве -38%, Латвии - всего 33%. По имеющимся оценкам, для выравнивания уровня благосостояния со средним уровнем ЕС даже наиболее благополучной страны Балтии - Эстонии понадобится примерно 25 лет при обеспечении реального экономического роста на 5-6% в год.

Решение такой задачи без совместного использования производственно-экономического потенциала трех стран и проведения скоординированной политики в рамках ЕС и в отношениях с ведущим партнером вне ЕС - Россией представляется маловероятным.

Пока же возникает реальная угроза оттока в богатые западноевропейские страны квалифицированных (особенно молодых) специалистов (Эстония уже стоит на грани массового отъезда за границу врачей, прежде всего в Финляндию, где их зарплата в 4-8 раз выше).

Страны Балтии были привлекательнее, чем Россия, для зарубежных инвесторов. Об этом свидетельствует, например, динамика наиболее важных для развития экономики прямых иностранных инвестиций (ПИИ):

Таблица 2

Накопленные прямые иностранные инвестиции

  1995 1997 1999 2000 2001
  Всего,
$ млн.
На душу, $ Всего,
$ млн.
На душу, $ Всего,
$ млн.
На душу, $ Всего,
$ млн.
На душу, $ Всего,
$ млн.
На душу, $ Доля ПИИ в ВВП, %
Эстония 737 499 1148 790 2467 1714 2645 1844 3200 2238 58
Латвия 616 249 1272 526 1795 756 2081 880 2400 1021 32
Литва 352 95 1041 281 2063 558 2334 623 2800 759 23
Россия 3966 27 14172 97 17481 120 20195 139 23000 160 7


Источник:WIIW Research Report, No.284, May 2002

Как видно из таблицы, ПИИ были практически основным (Эстония) или важным (Латвия и Литва) источником экономического роста стран Балтии. В то же время привлеченные в эти страны инвестиции в абсолютном выражении невелики. Они значительно уступают по масштабам и динамике ПИИ в другие страны Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ), кроме Словении. Основная причина этой тенденции - ограниченность возможностей эффективного использования иностранных инвестиций в рамках небольших национальных хозяйств стран Балтии, что подтверждает целесообразность развития их как взаимосвязанных элементов относительно самостоятельного субрегиона.

По мнению экспертов Таллиннской фондовой биржи, иностранные инвесторы уже сейчас рассматривают страны Балтии как некое единое пространство - политическое и экономическое.

Для повышения доверия инвесторов к этому пространству уже в 2002 г. фондовая биржа Эстонии была интегрирована с биржей Финляндии, а к году вступления стран Балтии в ЕС, как минимум, Финляндия, Эстония и Латвия будут превращены в единый с точки зрения клиента фондовый рынок. Это должно позитивно повлиять на настроения зарубежных инвесторов, которых настораживает значительный дефицит текущего счета платежного баланса стран Балтии (от 7,9% ВВП в Латвии до 12,5% в Эстонии в 2002 г.), показывающий значительную зависимость их быстрого экономического роста от зарубежных финансовых вливаний, опасное нарастание внешней задолженности и уязвимости их экономик при обособленном развитии. Возможно, такая настороженность уже повлияла на снижение в 2002 г. притока ПИИ в Эстонию в 1,8 раза против 2001 г.

Более устойчивое развитие стран Балтии во многом связано с осуществленной в ходе рыночного реформирования реструктуризацией экономики, вследствие которой преимущественное развитие получили конкурентоспособные на ставшем главным для них рынке - рынке ЕС. Для всех трех стран это - производство текстильных изделий, продукции деревообработки, мебели, некоторых нефтепродуктов, металлов и металлопродукции и другой трудо-интенсивной продукции. Например, на основе повышения качества продукции и удовлетворения требований клиентов по срокам и объемам доставки отношение долей стран Балтии и России в их совокупных поставках пиломатериалов в Англию в 2000 г. составило 75:25 против 10:90 в 1980 г.

В то же время, производство более технологически сложной продукции - машин и оборудования, транспортных средств, электронного и оптического оборудования, современной химической продукции и пластиков из стран Балтии пока в целом неконкурентно на рынке ЕС. Сальдо обмена этой продукцией отрицательно для стран Балтии, так же, как и агропродовольственными товарами. Так, по данным Министерства экономики Литвы, за 1998-2001 гг. в структуре промышленности страны доля отраслей с технологиями высокого уровня снизилась с 4,4% до 4,1%, средневысокого уровня - с 12,8 до 10%, а с технологиями низкого уровня - напротив, повысилась с 73,0% до 76,1%. За 1995 -1999 гг. конкурентоспособность Эстонии на рынке ЕС снизилась по компьютерам и офисному оборудованию, электромоторам, генераторам и трансформаторам.

Определенные успехи в развитии и экспорте инфо - и биотехнологий пока не стали прорывом и основой формирования в экономике этих стран вертикально-интегрированных межотраслевых кластеров типа финского инфокоммуникационного кластера (ядро которого образует концерн Nokia).

Во многом по этой причине стран Балтии нет среди 24 стран - лидеров по уровню технологических инноваций в отличие от Финляндии, занимавшей в 2001 г. 7 место среди стран - ведущих технологических инноваторов.

Таким образом, с одной стороны, ориентация на сходные экспортно-конкурентные товарные группы ведет к определенному сближению структуры производства стран Балтии, а следовательно, к усилению их взаимной конкуренции, а с другой, - сдерживает постиндустриальное перепрофилирование их экономик, консервируя традиционный индустриальный, а значит технологически периферийный характер их производства, что чревато снижением конкурентоспособности их экономик в рамках расширяющегося ЕС и на мировом рынке в целом. Это отражается, например, в несовпадении изменения положения стран Балтии в составляемых ВЭФ рейтингах растущей конкурентоспособности (отражает способность национальных экономик достичь стабильного экономического роста в среднесрочной перспективе) и микроэкономической конкурентоспособности (выявляет степень эффективности использования ресурсов компаниями и условия роста производительности труда) по 80 странам мира. В 2002 г. в первом рейтинге экономика Эстонии поднялась на 3 позиции по сравнению с 2001 г. и заняла 26 место (опередив, например, Китай, Италию и Францию), Литва - на 7 позиций до 36 места, Латвия заняла 44 место. Однако во втором рейтинге Эстония снизилась на 2 позиции - до 30 места, Латвия - на 4 позиции - до 45 места, и лишь Литва поднялась на 10 пунктов - до 40 места. Положение России ухудшилось в обоих случаях. Она переместилась с 63 на 64 место в первом и с 56 на 58 место - во втором рейтинге. При определенной спорности оценок ВЭФ их динамика дополнительно иллюстрирует тенденцию к отставанию национальной конкурентоспособности России от формирующейся региональной конкурентоспособности Балтии.

Региональное сотрудничество и кооперация постепенно превращаются в один из ведущих факторов эффективности использования ресурсов и конкурентоспособности товаров и услуг как в зоне свободной торговли стран Балтии, так и на рынках третьих стран, причем нередко эти процессы стимулируются зарубежными собственниками прибалтийских компаний или властями.

Так, входящие в шведский концерн ВВН эстонский, латвийский и литовский пивзаводы, начали координировать закупки сырья и услуг и сбыт готовой продукции на территории всех стран Балтии и готовятся перейти к производственному сотрудничеству, правительства Латвии и Эстонии поддерживают инициативу частных компаний по кооперации в судостроении, инвестиционное сотрудничество литовской и эстонской фирм позволяет увеличить легальное производство оптических дисков и их массированный экспорт в скандинавские страны. Общеприбалтийский характер приобретает деятельность многих предприятий в пищевой, машиностроительной, легкой, нефтехимической отраслях, торговле, транспорте и деловых услугах, в т.ч. учетом перспектив торгово-экономических связей с Россией. Инициаторами или активными участницами подобных процессов часто являются эстонские компании.

В силу объективных ограничений экономического развития субрегиона, новые возможности технологического прорыва и превращения из периферии в один из региональных центров интеграционного роста в рамках широкой Европы для стран Балтии могут открыться на основе тесной координации интеграции в расширяющийся ЕС с развитием их производственно-экономического сотрудничества с Россией. Это отмечается эстонскими экспертами и подтверждается представителями эстонского бизнеса.

Состояние и перспективы экономического сотрудничества России со странами Балтии.

Страны Балтии традиционно занимают довольно заметное место во внешнеэкономической деятельности России. В свою очередь торгово-экономические связи с Россией являются важным фактором экономического развития стран Балтии. Это наглядно видно из данных об их взаимной торговле за 1995 -2001 гг., тенденции которой формировались уже в условиях функционирования наших стран как самостоятельных национально-государственных образований.

Таблица 3

Россия: торговля со странами Балтии (объем в долл. США и доля в общем экспорте и импорте в %)

    1995 1997 1998 1999 2000 2001
    $ млн. % $ млн. % $ млн. % $ млн. % $ млн. % $ млн. %
Эстония                          
  Экспорт 408 0.0 553 0.0 511 0.0 696 0.0 1235 1.0 1237 1.0
  Импорт 275 0.0 252 0.0 151 0.0 76 0.0 97 0.0 102 0.0
  Сальдо +133   +301   +360   +620   +1138   +1135  
Латвия                          
  Экспорт 788 1.0 1223 1.0 673 0.0 955 1.0 1626 1.0 889 1.0
  Импорт 381 0.0 305 0.0 204 0.0 97 0.0 91 0.0 117 0.0
  Сальдо +407   +918   +469   +858   +1535   +772  
Литва                          
  Экспорт 1024 1.0 1323 1.0 1050 1.0 1161 1.0 2065 2.0 1610 1.0
  Импорт 387 0.0 457 0.0 321 0.0 126 0.0 149 0.0 207 0.0
  Сальдо +367   +866   +729   +1035   +1916   +1403  
Страны Балтии, всего
  Экспорт 2220 2.0 3099 3.0 2234 3.0 2812 3.0 4926 4.0 3736 4.0
  Импорт 1043 2.0 1014 1.0 676 1.0 299 0.0 337 0.0 426 1.0
  Сальдо +1177   +2085   +1558   +2513   +4589   +3310  

Источник: Direction of Trade Statistics Yearbook 2002, IMF, Washington DC,2002

Объемы российского экспорта в страны Балтии достигли или превысили его величины до финансового кризиса 1998 г. Докризисные объемы импорта из этих стран пока не удалось восстановить, хотя в основном, начиная с 1999 г. российский импорт из них растет быстрее экспорта. Эта тенденция сохранилась и в 2002 г. Общий импорт России из стран Балтии в январе-сентябре 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. возрос на 27,5% при сокращении экспорта в них на 2,4%. Увеличение импорта было обеспечено ростом поставок (из Литвы на 49,6% и Латвии - на 25,2%) при сокращении стоимости их ввоза из России, за исключением Эстонии, стоимость российского экспорта в которую возросла на 26,7% при снижении стоимости импорта из нее на 9,1%. Доля стран Балтии во всем экспорте России составила 3% и в импорте - 1%.
В целом страны Балтии остаются заметным рынком сбыта для России. В 2001 г. экспорт в них превышал российский вывоз в Великобританию, Францию, Финляндию, Швецию или Японию, совокупный экспорт в страны Латинской Америки или Ближнего и Среднего Востока. Импорт из стран Балтии гораздо менее значим для России, хотя и превышал ее ввоз из Канады или Швеции, совокупный импорт из стран Ближнего и Среднего Востока и был всего в 3,6 раза меньше импорта из стран Латинской Америки и в 3,7 раза - из Китая.

При сходстве основных тенденций в развитии торговых отношений с Россией имеются определенные различия по конкретным странам Балтии.

Таблица 4

Эстония: торговля с Россией и странами Балтии (объем в долл. США и доля в общем экспорте и импорте в %)

    1995 1997 1998 1999 2000 2001
    $ млн. % $ млн. % $ млн. % $ млн. % $ млн. % $ млн. %
Эстония                          
  Экспорт 325 17.0 550 18.0 431 13.0 278 9.0 260 8.0 344 10.0
  Импорт 410 16.0 641 14.0 531 11.0 555 13.0 712 16.0 653 15.0
  Сальдо -85   -91   -100   -277   -452   -189  
Латвия                          
  Экспорт 127 6.0 253 8.0 306 9.0 262 8.0 2756 8.0 299 9.0
  Импорт 51 2.0 77 1.0 97 2.0 89 2.0 123 2.0 111 2.0
  Сальдо +76   +176   +209   +173   +152   +188  
Литва                          
  Экспорт 86 4.0 178 6.0 151 4.0 116 3.0 120 3.0 144 4.0
  Импорт 41 1.0 67 1.0 78 1.0 67 1.0 74 1.0 118 2.0
  Сальдо +45   +111   +73   +49   +46   +26  

Источник: Direction of Trade Statistics Yearbook 2002, IMF, Washington DC,2002

Данные свидетельствуют, что доля России во всем экспорте Эстонии достаточно значительна, хотя и существенно ниже докризисного показателя. В то же время в импорте аналогичный показатель уже достигнут. Примечательно, что динамизация двусторонней торговли происходит, несмотря на непредоставление Россией Эстонии (в отличие от других стран Балтии) режима наибольшего благоприятствования. При заметном увеличении объемов взаимных поставок доля Латвии возросла в эстонском экспорте и не изменилась в импорте. Напротив, доля Литвы в эстонском экспорте стабилизировалась практически на докризисном уровне, а в импорте - повысилась. Как рынок сбыта эстонских товаров Россия уже уступает Латвии и Литве, вместе взятым. Это позволяло Эстонии (за исключением 1999-2000 гг.) положительным сальдо в торговле с ними компенсировать дефицит в торговле с Россией.

Таблица 5

Латвия: торговля с Россией и странами Балтии (объем в долл. США и доля в общем экспорте и импорте в %)

    1995 1997 1998 1999 2000 2001
    $ млн. % $ млн. % $ млн. % $ млн. % $ млн. % $ млн. %
Эстония                          
  Экспорт 320 24.0 350 20.0 218 12.0 113 6.0 78 4.0 117 5.0
  Импорт 356 20.0 386 14.0 342 11.0 281 10.0 336 11.0 293 9.0
  Сальдо -36   -36   -124   -168   -258   -176  
Латвия                          
  Экспорт 41 3.0 70 4.0 82 4.0 81 4.0 99 5.0 115 5.0
  Импорт 83 4.0 148 5.0 192 6.0 171 6.0 180 6.0 201 6.0
  Сальдо -42   -78   -110   -90   -81   -86  
Литва                          
  Экспорт 72 5.0 126 7.0 134 7.0 130 7.0 141 7.0 162 8.0
  Импорт 91 5.0 158 6.0 183 6.0 196 7.0 219 7.0 270 8.0
  Сальдо -19   -32   -49   -66   -78   -32  

Источник: Direction of Trade Statistics Yearbook 2002, IMF, Washington DC,2002

Снижение доли России в латвийском экспорте намного глубже и устойчивее, чем у других стран Балтии. Не удалось восстановить и докризисную российскую позицию в импорте Латвии, хотя дефицит в ее торговле с Россией заметно возрос. Как рынок сбыта и источник импортных ресурсов для Латвии Эстония и Литва теперь заметно превосходят Россию. В значительной мере - это проявление общего ослабления внешнеторговых позиций Латвии, отрицательное сальдо которой нарастает и в торговле с другими странами Балтии. Определенную роль, видимо, сыграла, нахождение Латвии с 1993 по 2003 гг. в списке офшоров российского Центробанка, тормозившее развитие торговых отношений.

Таблица 6

Литва: торговля с Россией и странами Балтии (объем в долл. США и доля в общем экспорте и импорте в %)
    1995 1997 1998 1999 2000 2001
    $ млн. % $ млн. % $ млн. % $ млн. % $ млн. % $ млн. %
Эстония                          
  Экспорт 552 20.0 945 24.0 613 16.0 211 7.0 271 7.0 505 11.0
Импорт 1139 31.0 1430 25.0 1225 21.0 969 20.0 1493 27.0 1607 25.0
Сальдо -587   -485   -612   -758   -1222   -1102  
Латвия                          
  Экспорт 60 2.0 97 2.0 98 2.0 71 2.0 86 2.0 149 3.0
Импорт 66 1.0 73 1.0 87 1.0 73 1.0 64 1.0 69 1.0
Сальдо -6   +24   +11   -2   +22      
Литва                          
  Экспорт 191 7.0 332 8.0 410 11.0 384 12.0 572 15.0 579 12.0
Импорт 115 3.0 98 1.0 107 1.0 197 2.0 90 1.0 98 1.0
Сальдо +76   +234   +303   +287   +482   +481  

Источник: Direction of Trade Statistics Yearbook 2002, IMF, Washington DC,2002

Доля России в литовском экспорте постепенно растет, хотя еще далека до докризисного уровня, и общий вывоз Литвы в страны Балтии уже в 1,4 раза больше экспорта в Россию. В литовском импорте картина практически обратная. Российские позиции восстановлены, причем импорт из России в 9,6 раз превышал совокупный литовский ввоз из Эстонии и Латвии. Определенную роль здесь сыграла активизация товарообмена Литвы с Калининградской областью. Литва значительно динамизировала экспорт и в балтийские страны при практической стабилизации импорта из них. Вследствие этого ей удавалось стабильно компенсировать примерно половину отрицательного торгового сальдо с Россией положительным сальдо со странами Балтии.

Таким образом, в целом наметились позитивные тенденции к оживлению взаимной торговли. Россия в 2001-2002 гг. в значительной степени восстановила свои позиции до финансового кризиса 1998 г. и занимала 4 (Литва) - 10 (Эстония) места в экспорте и 2 (Латвия, Литва) -5 (Эстония) места - в импорте стран Балтии. Можно говорить лишь о двух главных негативных факторах, сдерживающих этот процесс - неэффективной структуре российского экспорта в страны Балтии (примерно 80% его стоимости приходится на минерально-сырьевые товары, внутриотраслевой обмен продукцией обрабатывающих отраслей неразвит) и связанном с ней хроническим отрицательным сальдо этих стран в торговле с Россией.

Для дальнейшей устойчивой динамизации и диверсификации товарной структуры взаимной торговли необходимо как снятие унаследованных от прошлого ограничений политического характера (предоставление Эстонии режима наибольшего благоприятствования в торговле и др.), так и рациональное решение вопросов расширения взаимного допуска на национальные рынки товаров и услуг.

В принципе, первая группа проблем отпадет сама собой после 1 мая 2004 г., когда на страны Балтии распространятся положения Соглашения России и ЕС о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Однако,
целесообразно было бы решить их заранее в ходе согласования позиций со странами Балтии в рамках переговоров о присоединении России к ВТО, получив от этих стран на основе взаимности гарантии неухудшения условий торговли для России после их вступления в ЕС.

(Определенные шаги уже сделаны. После предоставления латвийской стороной в конце 2002 г. документов о системе противодействия отмыванию незаконных доходов и контроля за собственниками банков и компаний Центробанк РФ в марте 2003 г. исключил Латвию из списка офшоров.) Подтверждения таких гарантий следует одновременно добиваться и от органов ЕС хотя, как показали переговоры по калининградскому транзиту, евробюрократия демонстрирует в этой области неоправданную неуступчивость, противоречащую духу и букве СПС и стратегических договоренностей о формировании общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) ЕС и России. До настоящего времени нет никаких конкретных решений Евросоюза по компенсации потенциальных потерь России от распространения на страны Балтии единого таможенного тарифа ЕС (в т.ч. возможности введения 2-8% пошлины на поставки нефти и газа из России, удорожания транзита российских энергоресурсов), ужесточения сертификационых и стандартизационых требований и других технических барьеров против российских товаров (в т.ч. нефтепродуктов, машиностроительной и пищевой продукции и др.), антидемпинговой политики в отношении ряда товаров (металлургической и химической продукции), общей аграрной политики, повышения требований и удорожания обработки российских грузов в портах и т.д.

Решение второй группы проблем наряду с достижением соответствующих договоренностей и принятием взаимных обязательств при вступлении России в ВТО и совершенствованием экономического и правового механизма сотрудничества в рамках СПС требует целенаправленного сотрудничества по подведению под внешнеторговые связи стратегической инвестиционно-экономической базы. Прежде всего, это относится к уже сформировавшимся ведущим областям российско-балтийского сотрудничества - транспортно-логистическому (ТЛК) и топливно-энергетическому (ТЭК) комплексам, где такие процессы значительно интенсифицировались, особенно в последние два года. Частные компании и организации бизнеса с обеих сторон стали рассматривать свое сотрудничество в большей степени в контексте отношений Россия - Евросоюз. Такой подход способствовал и активизации взаимодействия в отраслях, сохранивших определенные производственно-кооперационные традиции со времени бывшего СССР (транспортное машиностроение, электротехническая, мебельная и пищевая отрасли, туризм), и некоторых новых отраслях (прежде всего сфере деловых услуг). Определенное представление о текущей ситуации дает табл. 7.

Таблица 7.

Прямые иностранные инвестиции России в некоторых странах с переходной экономикой (накопленные на конец 2001 г.)

Страна ПИИ России,
накопл. в стране,
$ млн.
Доля в ПИИ,
накопл. в стране,
%
Место среди стран-
инвесторов
ПИИ России на душу
душу населения
страны $
Страны ЦВЕ - канд. в ЕС,
в т.ч.:
1796 .. .. 17
Страны Балтии, в т.ч.: 44 1.4 9 31
Эстония 131 5.3 7 55
Латвия 48 1.6 13 13
Литва 1395 .. .. 19
Страны СНГ- важные
партнеры России, в т.ч.:
581 41 .. 56
Беларусь 500 4 .. 30
Казахстан 314 7 4 6
Украина 223 .. .. 30

Рассчитано по: K.Liuhto & J.Jumpponen The Russian Eagle has landed abroad, Lappeenranta University of technology, Research Report, No.141, 2003, p.14

Таким образом, к началу 2002 г. российские ПИИ в страны Балтии как в абсолютном, так и в среднедушевом исчислении, составляли незначительную долю в общем объеме ПИИ, накопленных в этих странах. В то же время балтийские государства занимали относительно лучшую позицию в распределении российских ПИИ в регионах ЦВЕ и СНГ. Инвестиции в страны Балтии составляли 12% всех ПИИ России в страны ЦВЕ (при их доле в населении этих последних 7%) и были эквивалентны 15% совокупных ПИИ России в экономически важнейшие для нее страны СНГ (при доле в населении 10%). Вследствие этого, в расчете на душу населения средний показатель ПИИ России для стран Балтии был примерно в 1,6 раза выше, чем для избранных стран СНГ и почти в 1,8 выше, чем для стран ЦВЕ - кандидатов в ЕС. По этому показателю Латвия превосходила все страны ЦВЕ, а среди стран СНГ уступала лишь практически интегрированной с российской экономике Беларуси. Эстония среди стран ЦВЕ уступала лишь Польше и среди трех стран СНГ - только Беларуси. Несколько отстававшая Литва в 2002 г. совершила рывок в привлечении инвесторов из России, выведя их на первое место среди иностранных инвесторов и повысив общий и среднедушевой объем накопленных российских ПИИ до рекордных по странам ЦВЕ и СНГ уровней в 250 млн. долл. и 70 долл. Интенсифицируются и инвестиции стран Балтии в России, хотя и абсолютные и относительные объемы невелики. Так, к началу 2002 г. Россия занимала 5 место среди стран-получателей прямых инвестиций из Эстонии (1,5% их общего объема), Литва и Латвия, соответственно, 1 и 2 места. Сложившееся положение связано не только с ограниченными инвестиционными ресурсами России и стран Балтии, но недостаточно благоприятным экономическим и политическим, климатом для взаимного перемещения капитала. Оживлению в этой области последние годы способствовали благоприятные для России инициативы властей Эстонии (ратификация парламентом эстонско-российского соглашения о пенсионном обеспечении граждан обеих стран, перевод на регулярную основу базового обучения для начинающих предпринимателей на русском языке) и Литвы (конструктивная позиция по вопросам участия российских компаний в качестве стратегических инвесторов при приватизации объектов нефтехимии, газового и энергетического хозяйства).

Однако, в целом достигнутые масштабы инвестиционного сотрудничества явно недостаточны и пока скорее следовали за динамикой взаимной торговли, чем служили фактором ее количественного и качественного развития в основных секторах экономики.

Важнейшим из них является ТЛК, поскольку транзит через страны Балтии, Финляндию и российские балтийские порты обслуживает в последние годы примерно 20% российского импорта и около 50% экспорта.
Оплата этого транзита имеет существенное значение для доходов соответствующих компаний балтийских стран и затрат российских экспортеров и импортеров. В 2001 г. только оплата транзита из России сырой нефти была эквивалентна 11,5% общей стоимости экспорта Латвии 4,5 - Эстонии и 1,6% - Литвы. Общие затраты России на эту оплату составляли примерно 450 млн. долл., т.е. были эквивалентны 12% ее экспорта в страны Балтии и примерно совпадали со стоимостью товарного импорта из этих стран.

Такое положение во многом предопределялось недостатком портовой и поддерживающей инфраструктуры в Северо-западном регионе России для обслуживания экспортно-импортных перевозок на Балтике. Доминировали порты стран Балтии, которые для обслуживания российского транзита переориентировались с преимущественно импортного на преимущественно экспортный профиль и модернизировали транспортную инфраструктуру, перевалочные и складские мощности. В то же время в силу преобладания в грузообороте российского транзита, его динамика, структура и распределение во многом определяют развитие всех портов в этом регионе.

Таблица 8 .

Динамика грузооборота балтийских портов России и стран Балтии.

Грузооборот 2001г. 2002г. Индекс
2002/2001
  Объем, млн. т Структура, % Объем, млн. т Структура, %  
Порты России и
стран Балтии
156,4 100 182,8 100 1,17
Порты России,
в т.ч.:
47,7 30,5 67,9 37,1 1,42
С.-Петербург 36,9 23,0 41,3 22,5 1,12
Приморск ,, 12,3 6,7 ,, ,,
Калининград ,, ,, 12,3 6,7 ,,
Высоцк 5,8 3,6 9,9 5,4 1,71
Выборг 3,2 2,0 3,1 1,7 0,98
Порты Балтии,
в т.ч.:
0,9 0,6 1,3 0,8 1,42
Эстонии, в т.ч.: 108,7 69,5 114,9 62,9 1,06
Таллинн ,, ,, ,, ,, ,,
Латвии,
в т.ч.:
32,4 20,7 37,9 20,8 1,17
Вентспилс 54,0 34,5 51,1 28,0 0,95
Рига 35,8 22,0 28,7 15,7 0,75
Лиепая 14,9 9,2 18,1 9,9 1,22
Литвы,
в т.ч.:
3,3 2,1 4,3 2,3 1,32
Клайпеда 22,3 14,3 25,9 14,1 1,16
Бутинге 5,1 3,2 6,2 3,4 1,21

Рассчитано по: Sea News, 17.01.и 21.01.2003

Таким образом, в динамике и распределении грузопотоков, обслуживаемых балтийским портами России и стран Балтии, появились новые тенденции:

  • опережающий рост грузооборота российских портов и более умеренное увеличение грузооборота портов Эстонии и Литвы при снижении - портов Латвии, прежде всего, вследствие реализации курса России на развитие собственной портовой инфраструктуры;

  • частичная переориентация общего грузопотока на порты России, а среди портов стран Балтии - на порты Эстонии и Литвы, преимущественно благодаря предоставлению более конкурентных условий обслуживания и развитию сотрудничества с российскими операторами и инвесторами (порты Таллинн, Бутинге). Особенно это заметно при транзите нефти и нефтепродуктов из России. В 2002 г. через порты стран Балтии прошло примерно 24 % нефти и нефтепродуктов, экспортированных Россией в дальнее зарубежье. При этом доли портов Латвии, Эстонии и Литвы в 2002 г. составили, соответственно, 34%, 43 %, 23% против 51%, 33 % и 16% в 2001 г.

  • диверсификация товарной и стоимостной структуры грузопотоков, включая повышение доли более дорогостоящих и высокотехнологичных грузов за счет снижения более дешевых и трудоемких ( наращивание транзита зерна, нефтепродуктов, рефрижераторных и контейнерных грузов и др.).За 2002 г. транзит зерна из России и Казахстана через эстонский порт Мууга вырос в 40 раз до 1,5 млн. т, в ближайшие годы намечено довести его до 3 млн. т;

  • развитие специализации и диверсификации портового бизнеса, проявляющееся в опережающем наращивании грузооборота (специализированные терминалы Приморска и Бутинге, предоставление комплекса услуг по обработке большинства видов грузов в С.-Петербурге и Таллинне).

Эти тенденции имеют долгосрочный характер, и распределение транзита из России (а также идущего через нее транзита из других стран) между балтийскими портами, видимо, все больше будет зависеть от условий для предпринимательской деятельности, предоставляемых ими российским экспортерам и инвесторам. Более эффективной здесь была политика Эстонии, особенно в последние два года. Крупные российские компании - производители нефтепродуктов, минеральных удобрений, перспективных для экспорта видов угля, агрохолдинги-экспортеры зерна достигли договоренности об участии в инвестировании развития и обеспечении на перспективу товаропотоков для соответствующих терминалов в подразделениях Таллиннского порта и связанной с ним транспортной инфраструктуры. Так, ведущий эстонский оператор нефтетранзита компания Pakterminal обеспечивает скоростную доставку нефтепродуктов с российских предприятий специальными железнодорожными экспрессами, группа ONAKO Eesti доставляет российскую нефть из районов месторождений до западных перерабатывающих заводов и предлагает услуги по доведению качества российского сырья до западных стандартов и др.

Пока доля ТЛК в общем объеме российских инвестиций в страны Балтии составляет около 15-25%, однако в последнее время обозначилась тенденция к ее увеличению в связи с приобретением российскими производственными транспортными компаниями акций стивидорных и иных фирм в балтийских портах для обеспечения устойчивого обслуживания экспортно-импортных связей на благоприятных условиях после вхождения стран Балтии в ЕС. Прежде всего, это касается нефтяных портовых терминалов, однако наращиваются и другие транспортно-инфраструктурные инвестиции. Например, эстонская дочка российского Кузбассразрезугля покрывает 37% инвестиций (около 20 млн. долл.) в строительство современного угольного терминала в порту Мууга, создается российско-эстонское предприятие для операторских услуг по железнодорожным перевозкам жидких грузов с инвестициями около 55 млн. долл., крупнейший железнодорожный оператор Эстонии - Eesti Raudtee заключил договор с ведущим российским оператором Трансибирской магистрали по транзиту контейнеров из стран Средней Азии и т.д. В результате Таллиннский порт стал ведущим в странах Балтии, а к 2005 г. будет крупнейшим нероссийским торговым портом Балтийского моря, обеспечивая перевалку 46 млн. т грузов ( примерно 19% от нынешней перевалки грузов портами всех стран-кандидатов в ЕС кроме Турции). Приход российской компании Юкос в качестве стратегического инвестора существенно динамизировал работу нефтяного терминала в Бутинге (Литва).

В то же время латвийский Вентспилс (а точнее, его терминал по перевалке сырой нефти, занимавший ранее близкое к монопольному положение в ее транзите из России) оказался недостаточно готов к ужесточению борьбы за российский транзит и не предложил достаточно конкурентных условий его обслуживания и привлечения российских инвесторов. В 2001 г. перевалка тонны сырой нефти через порт Вентспилса (Латвия) стоила российским экспортерам на 17% дороже, чем через новый российский нефтепорт в Приморске. Вследствие этого трубопроводные поставки нефти из России уже в 2002 г. были в значительной степени переориентированы с него на Приморск и Бутинге, а в 2003 г. - прекращены. В данном случае госкомпания Транснефть не прислушалась к мнению частных компаний-экспортеров нефти в пользу Вентспилса. Однако представляются недостаточно обоснованными обвинения Латвией России в дискриминации по политическим причинам, тем более ее угрозы обеспечить вентспилсский транзит путем противодействия вступлению России в ВТО и оказания на Россию давления через органы ЕС. Доказательством этого служит продолжение перевалки через Вентспилс российской нефти, перевозимой по железной дороге, и наращивание перевалки российского бензина и дизельного топлива, поступающих по российско-латвийскому продуктопроводу латвийской стивидорной компании (до 8 млн. т или почти вдвое за 2003 г.). Другой пример - взаимовыгодное сотрудничество (в т.ч. на основе приобретения российскими инвесторами акций местных компаний) может превратить Рижский порт в главные морские ворота Москвы, прежде всего по рефрижераторным, контейнерным и навалочным грузам. Уже разрабатывается технико-экономическое обоснование кольцевых контейнерных перевозок Рига - Москва - Рига.

Стремясь обеспечить доходность транзитного бизнеса в новых условиях, некоторые компании стран Балтии, например, Pakterminal, наметили участие в инвестировании модернизации существующих или сооружения новых российских портов. Новые возможности для такого участия создает намеченный с 2003 г. переход к заключению договоров о длительной (10-15 лет) аренде причалов в российских портах в увязке с инвестиционными договорами на их модернизацию.

В обозримой перспективе, видимо, объемы транзита российской нефти на балтийском направлении будут расти умеренно, а после 2005 г., видимо, стабилизируются или сократятся в связи с планами расширения экспорта через Мурманск (до 80 млн. т в год) и в дальневосточном направлении ( до 70 млн. т). Кроме того развитие собственной портовой базы России (Транснефть декларировала намерение довести мощность нефтетерминала в Приморске до 42 млн.т ) приведет к существенному сокращению транзита сырой нефти через порты стран Балтии (и возможно полному его прекращению через порты Финляндии), переключению их преимущественно на транзит нефтепродуктов, контейнерных и некоторых навалочных грузов, а также грузов, для перевалки которых в российских портах отсутствуют терминалы (жидкие химические продукты) или недостаточен объем и качество предоставляемых услуг. Сохранит свое значение и фактор незамерзания основных прибалтийских портов, в отличие от российских, что наглядно подтвердила суровая зима 2002/2003 гг. Возрастает значение припортовых перерабатывающих предприятий и современных дистрибьюторско - складских и логистических центров в портах и в приграничной зоне России и стран Балтии, координация систем мультимодальных перевозок (по типу проекта 2К, направленного на согласованное увеличение и рационализацию грузооборота портов Калининграда и Клайпеды). Расширение и укрепление систем международной собственности, объединяющих компании России и стран Балтии, становятся гораздо более важным, чем ранее, элементом сотрудничества в транспортно-логистической сфере, как в балтийском регионе, так и в рамках Евросоюза.

В этих условиях особенно важна координация усилий российских и балтийских компаний для выработки основанных на рыночно-конкурентных принципах схем осуществления российского транзита через российские и балтийские порты и противостояние неоправданному государственному вмешательству и тенденциям к монополизации бизнеса с обеих сторон.

Представляется, что согласованные (и лучше превентивные) действия организаций предпринимателей России (прежде всего РСПП) и Балтии позволят в будущем решать аналогичные проблемы с Транснефтью и другими государственными компаниями и организациями как в России, так и в странах Балтии.

На подобной основе может быть разработана и предложена правительствам России и стран Балтии стратегия дополнения транзита российских грузов через балтийские порты грузами, следующими через Россию транзитом из стран СНГ (опыт транзита из Казахстана и Украины уже имеется), а также из стран Юго-Восточной Азии и Среднего Востока, включая поставки нефти из Каспийского региона.

В стратегическом плане страны Балтии объективно становятся союзниками России внутри ЕС по вопросам сдерживания (как минимум, обязательной увязки с развитием международного трансроссийского транзита) создания новых международных транспортно-логистических систем, обходящих Россию, а следовательно, и транзитные балтийские порты, например, INOGATE, TRАSECA.

В отраслях ТЭК сотрудничество охватывает поставки из России энерго- ресурсов, покрывающие примерно 80% потребностей стран Балтии в нефти, газе (и даже около 10% потребностей эстонской энергетики в сланце). Благодаря долгосрочным соглашениям с российскими поставщиками, например, с Газпромом, фиксирующим перспективные объемы поставок и предельные уровни цен энергоресурсов, это сотрудничество в целом благоприятно влияет на экономику стран Балтии. Вместе с тем в условиях рыночного реформирования производства газа и электроэнергии в России их экспортные цены постепенно приближаются к мировым, что заставляет страны искать новые формы сотрудничества, в т.ч., привлекать российских поставщиков в качестве стратегических инвесторов в нефте - и газотранспортные сети, на электростанции, на предприятия по производству азотных удобрений и др., чтобы получить средства на модернизацию и энергоресурсы по более низким корпоративным ценам. На инвестиции в ТЭК приходится примерно 70% российских ПИИ в Латвии (Транснефтепродукт и Лукойл - в транспортировку нефтепродуктов, Газпром - в транспортировку газа), 85% - в Литве (Лукойл - в продажу нефтепродуктов, Юкос - в приобретение единственного в странах Балтии Мажейкяйского нефтеперерабатывающего комбината и нефтетерминала в Бутинге, Газпром - в Каунасскую теплоэлектростанцию). В Эстонии Газпрому и Итере принадлежат примерно 40% акций ведущей газотранспортной компании Eesti Gaas. В связи с предстоящим вступлением стран Балтии в ЕС появились дополнительные стимулы для активизации этой инвестиционной экспансии. Газпром ведет переговоры о приобретении акций литовской газотранспортной компании, в т.ч. для расширения газотранспортной системы страны и увеличения транзита газа на Калининград. Юкос развивает сеть оптовой торговли нефтепродуктами на территории всех стран Балтии, и др. Возникающая система международной собственности, охватывающая поставку, переработку энергоресурсов и доведение полученного продукта до конечного потребителя, повышает устойчивость ТЭК стран Балтии, облегчает рационализацию его структуры в масштабах балтийского региона и конкурентоспособность в рамках расширяющегося ЕС. Дополнительной гарантией этого может служить подключение к российско-прибалтийским системам собственности участников из ведущих стран ЕС. С Германией такое сотрудничество предполагается в рамках намечаемого трехстороннего консорциума по приватизации и модернизации национальной газотранспортной компании Lietuvos dujos. Потребителем части конечного продукта балтийского ТЭК может быть как Россия (выработанная в Эстонии из российского сланца электроэнергия продается в Россию), так и третьи страны (прежде всего - ЦВЕ, например, 50% нефтепродуктов с Мажейкяйского НПЗ уже экспортируются в Эстонию, Латвию и Польшу).

На длительную перспективу особое значение имеет активное подключение стран Балтии к энергодиалогу Россия - ЕС, в т.ч.

  • к осуществлению проекта Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского и Северного морей с выходами на Финляндию, Калининградскую область, Швецию, Данию и Великобританию); определению путей сотрудничества по повышения надежности снабжения ЕС нефтью и обеспечения стабильности рынка энергоресурсов в Европе;

  • совершенствованию правовой базы производства и передачи энергии (включая стимулирование инвестиций и доступ к энергетическим транспортным сетям);

  • обеспечению правовой надежности долгосрочных поставок газа из России в контексте формирования внутреннего газового рынка ЕС;

  • решению вопросов энергетической эффективности (особенно к проекту в Калининградской области, потенциально способному обеспечить до 40% экономии энергоресурсов, к развитию ветроэнергетики - шведский концерн АВВ налаживает в Эстонии производство компонентов для ветряных генераторов); исследованию технических возможностей взаимного подключения электросетей России и ЕС, потенциала их торговли электроэнергией;

  • нахождению взаимоприемлемого решения вопроса о торговле ядерными материалами (пока Россия поставляет такие материалы на Игналинскую АЭС в Литве и на ряд АЭС в страх ЦВЕ).

Осознание властями стран Балтии возникающей новой общности стратегических интересов их бизнеса с российским в топливно-энергетическом и нефтехимическом комплексах по обеспечению топливно-энергетической безопасности широкой Европы объективно должно привести их к необходимости использования наднациональных органов ЕС не как инструмента давления на Россию, а как форума для нахождения наиболее эффективных путей формирования единого пространства в отраслях этих комплексов, как базового элемента общего европейского экономического пространства России и ЕС.

Определенный прогресс на данном направлении уже наметился в сотрудничестве в области экологии. В частности, началось формирование международного полигона по использованию механизмов реализации Киотского протокола. Согласно совместному решению России, стран Балтии, Дании, Швеции, Финляндии, ФРГ и Польши, проект такого полигона международного сотрудничества будет реализован на территории Карелии, Ленинградской, Архангельской и Мурманской областей России на средства Северной экономической финансовой корпорации (NEFCO). Всемирный банк утвердил региональный проект, по которому Латвии, Литве, Эстонии, России и Польше будет оказана финансовая помощь в сотрудничестве по решению экологических проблем Балтийского моря в размере 12,1 млн. долл.

Инвестиционно-экономическое сотрудничество в сфере услуг (кроме транспортных) развито пока слабо. Наиболее масштабными и динамичными являются связи в области туризма. Число российских туристов в Эстонии за последние 7 лет удвоилось и достигло в 2002 г. 281 тыс. чел.(третье место после Финляндии и Латвии),причем каждый из них ежедневно тратил более 40 долл. В основной туристической зоне Латвии - Рижском взморье россияне составляли 25% всех туристов. Однако, удельный вес стран Балтии в численности российских туристов за рубежом не превышает 6-7%. Расширение туристического обмена будет зависеть от создания благоприятного для россиян визового режима и условий для инвестиционного участия России в модернизации рекреационно-оздоровительной базы и новых туристических маршрутов в странах Балтии (в т.ч. включающих Калининградскую область и страны Скандинавии). Интерес к такому сотрудничеству с Латвией проявили, например, власти Москвы.

Среди т.н. деловых услуг определенное развитие получили в основном банковские. Ряд ведущих российских коммерческих банков купили несколько небольших частных банков в Латвии (МДМ-банк приобрел Латвийский торговый банк с капиталом в 4 млн. долл., Банк Москвы - Латбизнесбанк с капиталом 8 млн. долл.). В России до последнего времени довольно активно действовал латвийский Parex Bank. Однако на работу российских банков в Латвии до начала 2003 г. накладывались существенные ограничения, из-за отнесения этой страны Центробанком РФ к офшорным зонам. Предстоящее присоединение к ЕС несколько усилило интерес российских банков к странам Балтии, особенно Эстонии и Литве. Согласно опросу, проведенному финскими исследователями в 2002 г., некоторые из 100 ведущих российским банков намечали в 2002- 2003 гг. начать 5 банковских проектов в странах Балтии, 6 - в странах ЦВЕ и 14 - в странах ЕС. Международный банк С.-Петербурга открыл в 2002 г. представительство в Эстонии. В марте 2003 г. российский Конверсбанк приобрел почти 50% акций четвертого по величине в Литве банка Snoras (с капиталом в 55 млн. долл.), обслуживающий 400 тыс. вкладчиков и крупнейшее литовское предприятие - Мажейкяйский НПЗ. В случае удачного развития этого проекта Snoras превратится в важный элемент формируемой на основе Конверсбанка международной финансовой группы для работы на территории России, стран Балтии и ЕС. По подобному пути могут пойти и российские банки, обслуживающие компании отраслей ТЛК и ТЭК, активизировавшие свою деятельность в странах Балтии.

Тем не менее, пока в перекрестном инвестировании России и стран Балтии преобладают небольшие проекты и капиталовложения, прежде всего в рамках регионального, особенно приграничного, сотрудничества. Так, в Псковской области действует уже примерно двести совместных российско-эстонских предприятий, два совместных проекта начинают осуществляться в пограничном с Эстонией Ивангороде. Важной новой тенденцией является активизация инвестиционно-экономического присутствия стран Балтии на территории будущего российского эксклава в расширенном ЕС - Калининградской области. По числу совместных предприятий в этом регионе страны Балтии почти догнали традиционно действовавшие там Польшу и Германию, а по размеру вложенного капитала уже на 13% превзошли их. Особенно активны в Калининградской области соседняя Литва, на которую приходится более 27% всех СП и около 14% их совокупного уставного капитала, и экономически сильная Эстония - немногим более 1% их числа и капитала. СП с Эстонией самые крупные компании с участием стран Балтии в этом регионе. Средний размер их уставного капитала более, чем в 6 раз превышает аналогичный показатель для польских инвесторов, почти на 35% - для немецких и примерно на 40% -для литовских. Самые мелкие СП в Калининградской области среди стран Балтии у Латвии - при почти 7% доле в их общем числе на них приходится всего 0,1% в совокупном уставном капитале.

Инвестиционная привлекательность Калининградской области в 2002 г. резко возросла, поскольку федеральные власти начали целенаправленно подталкивать в нее российский бизнес. Гарантирование долгосрочного особого экономического статуса области, поощрение ее производственно-торговой кооперации с остальными регионами России, повышенное политическое внимание к области позволило ей, опираясь на поставки материалов и комплектующих и технологий (прежде всего из Германии и Польши) и сбыт в России, обеспечить в 2002 г. прирост производства в легкой промышленности на 36,8%, мебельной - на 30, машиностроении - на 28,5% и выйти по общему приросту промышленного производства (8,5%) на второе место на Северо-западе России после Ленинградской области. В ближайшие 2 года можно ожидать регионального инвестиционного бума, поскольку в этот период российские и совместные (с США, Хорватией, Турцией) компании наметили инвестировать в пищевую, металло - и деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную промышленность, розничную торговлю, недвижимость и курортно-развлекательный бизнес Калининградской области от 68,5 до 95,5 млн. долл. Комиссия ЕС приступила к созданию международного инвестиционного фонда для развития Калининградской области, гарантировав свое участие в размере минимум 25 млн. евро. Еще 70 -75 млн. евро предполагается получить от независимых стран - участниц фонда, в число которых могут войти и страны Балтии.

Новые возможности регионального сотрудничества могут возникнуть с Ленинградской областью, на территории которой намечено создать 12 инвестиционно ориентированных промышленных зон и несколько технопарков. В 2004 г. предполагается обустроить такие зоны близ границы с Финляндией (Светогорск), Всеволожском районе и Гатчине, затем - в Выборге и у границы с Эстонией (Ивангород и Кингисепп). Перспективы для активизации взаимного движения капитала (в т.ч. малого и среднего бизнеса) могут открыться на основе перехода к современным моделям приграничного сотрудничества. Например, формирования нового еврорегиона ЕС, охватывающего пограничные районы Эстонии и Латвии, а также Псковской и Новгородской областей России, показывающих неплохой прирост промышленного производства (в Новгородской области в 2002 г. 7,6%), в т.ч., благодаря планомерному росту инвестиций в лесопереработку финских фирм, привлеченных хорошими условиями для инвесторов. В Псковской области (установившей трехлетние налоговые льготы для компаний, инвестирующих более 0,5 млн. долл.) эстонская фирма Parme Trans уже наметила в 2003 г. начать строительство 2 приграничных таможенных терминалов для автоперевозок из Эстонии в Россию общей стоимостью в 4,5 млн. долл.

|1| |2| |3|

 

Последние обновления:

Крупный российский бизнес - 2003

РОССИЯ И БАЛТИЯ: 2010

ВОЙНА В ИРАКЕ: УРОКИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ.

"Крупный российский бизнес и проблемы модернизации"

Excerpts from the Report Russia and World 2003

ПОВЕСТКА ДНЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: В ПОИСКЕ ОБЩИХ РЕШЕНИЙ

 
         
tel: (495) 128-78-14 e-mail info at psifoundation ru


Политика
TopCTO Политика
Rambler's Top100