Сегодня:
 
Главная
 
Проекты:
Посольский клуб
Прогноз
Сборник "Крупный
российский бизнес"
 
О фонде
 
Календарь
Новости
Публикации
СМИ о фонде
 
Контакты
 
Поиск
 
 





РОССИЯ И БАЛТИЯ: 2010 (3)

|1| |2| |3|

Перспективы российско-прибалтийского сотрудничества.

Среднесрочные перспективы российско - прибалтийского экономического сотрудничества будут определяться потребностями развития моделей их экономик. В странах Балтии - это интеграция национальной small open economy в формирующийся единый рынок товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов, а с 2006 г. - в зону евро, в рамках расширенного ЕС. В России - это формирование модели, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, прежде всего на основе ускоренной диверсификации национальной экономики. Диверсификация заключается в стимулировании развития несырьевого экспорта, импортозамещающего производства продукции средней и высокой степени обработки и опережающего роста новой экономики с высоким вкладом интеллектуального капитала.

Существенный прогресс в российско-прибалтийском сотрудничестве возможен поэтому лишь при ориентации его на выявление совпадающих точек роста для этих моделей и нахождения наиболее рациональных форм взаимодействия по ним,
включая создание предпосылок для возникновения впоследствии межотраслевых кластеров в традиционных и новых секторах экономики России и стран Балтии, в т.ч. международных. Представляется, что реальные возможности для создания таких кластеров имеются в дистрибьюторско-логистическом, топливно-энергетическом, нефтехимическом, лесопромышленном, агропродовольственном, инфо-коммуникационном и биотехнологическом комплексах.

В условиях присоединения стран Балтии к ЕС и перехода взаимодействия России с этой организацией на новый уровень, в рамках реализации договоренностей по созданию в будущем их общего экономического пространства,
формирование единого хозяйственного субрегиона, реально объединяющего три государства Балтии, становится сценарием, от которого нельзя отказаться. Создание на базе этих стран своего рода прибалтийского Бенилюкса позволит им выдержать жесткую конкуренцию в рамках расширенного ЕС. Позволит не превратиться во второй ряд скандинавской периферии Евросоюза, а стать центром динамичной субрегиональной интеграции, выступая в этом процессе, как равный, а не младший партнер Швеции, Финляндии и Дании. Роль инициатора и катализатора этого процесса могла бы сыграть Эстония, как страна с наиболее развитыми отраслями высокой технологии (инфо - и биотехнологии), развитым банковско-финансовым сектором, транспортно-логистическими ноу-хау. Эстония имеет все возможности стать своего рода Голландией Северной Европы.

На подобные тенденции, по существу, обращал недавно внимание президент крупнейшего в Эстонии и странах Балтии Ханзабанка И.Нейвельт, указывая, что уже в недалеком будущем тяготение различных регионов Эстонии к экономическим центрам соседних стран (Cааремаа к Стокгольму, Южной Эстонии - к Риге и др.), включая развитие связей с новой Россией. Главное для перспективного развития Эстонии - раздвинуть границы, и прежде всего в мыслях эстонских граждан, сломать стену между Эстонией и Россией. Логическим следствием такого подхода и может стать формирование на основе межрегиональных связей североевропейского экономического подпространства, объединяющего страны Балтии, Скандинавские страны и тесно взаимодействующего с Северо-западными регионами России.

Формирующийся балтийский субрегион мог бы реально выполнять функции сближения экономики России и ЕС в рамках общего европейского экономического пространства. Такой подход определяет возможные направления секторального и регионального сотрудничества России со странами Балтии с последующим выходом на формирование кластеров и может включать:
В топливно-энергетическом секторе:

  • содействие созданию общебалтийского газового рынка на основе стратегического участия российских газовых компаний (прежде всего Газпрома) в газотранспортных и распределительных компаниях Эстонии, Латвии и Литвы и превращению его в дальнейшем в элемент единого газового рынка ЕС. России в этом случае обеспечена роль важного поставщика газа и гарантия разумных цен на него для корпоративных и индивидуальных потребителей в этих странах;

  • привлечение инвестиций российских газовых компаний (в т.ч. на основе консорциумов с фирмами стран ЕС) для модернизации крупных теплоэлектростанций, способных стать элементами формируемой единой балтийской энергосистемы и общебалтийского электроэнергорынка;

  • привлечение в тех же целях инвестиций РАО ЕЭС России для модернизации других крупных электростанций, а организаций Минатомэнерго России - как субподрядчика и поставщика ядерного топлива в случае строительства на базе инфраструктуры г.Висагинаса современной АЭС, взамен закрываемой Игналинской АЭС (в Финляндии в 2003 г. Россия уже участвует в тендере на строительство новой АЭС или т.н. атомного острова);

  • создание на основе синхронизации работы балтийских и российских (включая Калининградскую область) энергосистем единой евразийской элетроэнергетической системы как базового элемента общего европейского экономического пространства, начиная с создания совместной системы экспорта электроэнергии в Западную (через Литву) и Северную (через Эстонию) Европу;

  • формирование эффективного общебалтийского рынка нефтепродуктов на основе создания российско-литовско-латвийско-эстонской системы переработки российской нефти в отвечающие стандартам ЕС нефтепродукты в Литве, доработки российских нефтепродуктов до соответствия стандартам ЕС (на основе технологий и мощностей, имеющихся, например, в Эстонии) и сети оптовых нефтепродуктохранилищ и АЗС.

В транспортно-логистической области:
  • привлечение российских компаний, как стратегических инвесторов, в модернизацию и перепрофилирование портов стран Балтии, на которые уже в 2000 г. приходилось более 20% объема перевалки грузов в портах стран-кандидатов в ЕС (включая Турцию) или 33% без Турции. Эти порты могут приобрести еще большее значение как экспортно-импортные узлы расширенного ЕС;

  • превращение этих портов (наряду с портами Северо-Запада России и Калининградской обл.) в конечные пункты международных транспортных коридоров Восток -Запад, через Транссибирскую магистраль и Север-Юг, через Каспийское море на Иран и Индию, а также транзита из Украины, Казахстана и других стран СНГ через территорию России;

  • организация для этого системы взаимосвязанных (или совместных) российско-балтийских логистических компаний, выступающих как единые операторы мультимодальных перевозок по этим коридорам;

  • формирование аналогичных компаний для управления международным информационным трафиком по телекоммуникационным сетям, обслуживающим и дополняющим железнодорожные магистрали, магистральные линии электропередач, газо - нефтепроводы.

  • создание вокруг этих портов совместных промышленно-логистических зон для переработки и экспорта российского и транзитного сырья.


В отраслях высоких технологий:
  • - участие российских компаний в создании общебалтийских компаний в инфо- и биотехнологиях, ориентированных на рынки ЕС и России, поскольку масштабы отдельных стран Балтии, как правило, недостаточны для формирования международно-конкурентоспособных компаний в этих областях;

  • развитие кооперационных связей в приборостроении, электро- и электронном машиностроении, в т.ч. на основе имеющихся традиционных взаимных поставок готовой продукции и комплектующих;

  • совместное создание региональных точек роста отраслей новой экономики в особых экономических зонах и технопарках, организуемых в Ленинградской, Псковской, Новгородской областей и Карелии;

  • привлечение государственных финансовых средств и частного венчурного капитала из стран ЕС для проектов по разработке высокотехнологичных продуктов и процессов в рамках программы Eureca, в которой участвуют Россия, страны Балтии, ЦВЕ и ЕС, а также органы Евросоюза.

В сфере туристических, кредитно-финасовых, страховых, и других деловых услуг:

  • использование возможностей банков и страховых компаний стран Балтии и их собственников - банков стран ЕС для включения коммерческих банков и страховых компаний России в кредитно-финансовое и страховое пространство ЕС;

  • использование их опыта для налаживания в России эффективного предложения перспективных банковских продуктов, финансовых и страховых услуг;

  • активизация сотрудничества, включая совместные разработки и аутсорсинг, в разработке программного обеспечения и оказания других компьютерно-информационных услуг;

  • развитие сотрудничества в области других деловых услуг (профессиональных и управленческих, кадровых, операционных, лабораторных, рыночных и прогнозных исследованиях, ремонте и техническом обслуживании оборудования и т.д.);

  • модернизация на основе привлечения российского капитала туристическо-оздоровительных и развлекательных комплексов в странах Балтии (прежде всего Рижского взморья и других подходящих регионов Латвии, Южной и Восточной Эстонии, Сааремаа и других эстонских островов, зон Паланги и Друскининкая в Литве) и восстановление их позиций как популярных центров рекреации для граждан России и других стран СНГ.

    В традиционных отраслях промышленности и сельском хозяйстве:

    • возобновление на рыночной основе кооперационных отношений в транспортном и других отраслях машиностроения, химической, мебельной легкой и других отраслях промышленности, работающих на потребительский рынок;

    • восстановление научно-технических связей в сельском хозяйстве, а также в торговле согласованными видами продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности, с учетом предстоящего распространения на страны Балтии общей сельскохозяйственной политики ЕС.

    Будущее европейской интеграции.

    Страсти по Калининграду, кипевшие в 2002, нарушили, наконец, благостно-отстраненное отношение России к расширению Евросоюза. От того, какой будет модель европейской интеграции, зависит развитие российской экономики (что одними из первых понял российский бизнес), регионов, передвижение людей, а во внешней сфере - отношения с соседями, динамика процессов в СНГ.

    Отношения с балтийскими странами, вступающими в Европейский Союз, не только зависят от решений Брюсселя, но в определенной степени могут и повлиять на эти решения.

    Нынешний раунд расширения ЕС беспрецедентен по охвату и масштабу задач, связанных с разрывом в уровне социально-экономического развития между старыми и будущими членами.

    Расширенный ЕС (25 членов)
    Страны ЕС Страны - кандидаты Итого
    Население 80 % 20 % 453, 5 млн. чел.
    Территория 77 % 23 % 3, 93 млн. кв. км
    ВВП 95 % 5 % 9,23 трлн. евро
    Языки 11 9 20

    До иракского кризиса, казалось, что многолетние споры о модели европейской интеграции, по вопросу что раньше: интеграция или расширение, федерация или конфедерация, были разрешены. Особенно остро они разгорелись осенью 2002 г. Традиционное сопротивление расширению со стороны членов-ЕС второй волны - реципиентов (Испании, Португалии, Греции), но главное, старых высокоразвитых членов - малых западноевропейских стран - доноров (Голландии, Дании и др.) достигло пика во время правительственного кризиса в Нидерландах и, особенно, накануне референдума по расширению ЕС в Ирландии. В Копенгагене было принято компромиссное решение об приглашении в ЕС в запланированные сроки (2004 г.) 10 новых членов, но с пролонгацией переходного периода за счет ограничений по ряду социально-экономических позиций (по применению единой аграрной политики ЕС, по доступу на рынок труда ЕС, по структурной политике). Однако иракский кризис спровоцировал обострение разногласий в ЕС, а поддержка центрально-европейскими и балтийскими странами-кандидатами в ЕС военной операции США в Ираке вызвала крайне резкую критику Франции. Резкое сближение Франции и Германии, возглавивших оппозицию войне США в Ираке, актуализировало дискуссии о расслоении Европы.

    В обозримой перспективе европейская интеграция будет, вероятно, реализовываться по смешанной модели концентрических колец и формирования региональных группировок.

    Центр-ядро составят старые высокоразвитые члены ЕС, однако мотором интеграции останутся Германия, Франция, все в возрастающей степени Италия, а также те страны, крупный бизнес которых заинтересован в освоении рынков стран-кандидатов, а также России и стран СНГ (в том числе via страны-кандидаты). Одновременно различная динамика экономического развития, исходные экономические, геополитические позиции, а также традиционные связи и интересы обусловят постепенное формирование региональных групп, члены которых будут более однородными в социально-экономическом плане и по политическим интересам. Неизбежно в ходе этого процесса появятся новые центры притяжения, страны-лидеры.

    Позиции стран-кандидатов в отношении будущего европейской интеграции различаются. Польша, самая большая из стран нового призыва ЕС, больше всего опасается статуса члена второй категории и тяготеет к центральному ядру ЕС, Германии и Франции. Исторически обусловлено и главное опасение Польши - и этого не столько восточная угроза, сколько страх вновь оказаться субъектом нового российско-германского сговора. Так как гарантией против такого сценария является укрепление ЕС и НАТО, Польша, заинтересована скорее в развитии ЕС как федерации, даже в ущерб национальной самобытности. Другой гарантией против повторения прошлого являются США. Ярко выраженная проамериканская позиция Польши, остро критикуемая в ЕС (во Франции Польшу уже давно называли американским троянским конем в Европе), находится в сложной корреляции с подходом к европейской интеграции. Возможно, по мере того, как опасения в отношении Германии и России будут уменьшаться, зависимость от США снизится. Но не в обозримой перспективе - пока США остаются абсолютным военным лидером и возглавляют борьбу с терроризмом.

    Балтийские страны, получившие приглашение в НАТО и ЕС, и вынужденные демонстрировать лояльность обоим институтам, или иными словами, и США, благодаря которым состоялась вторая волна расширения НАТО, и Германии и Франции, оказались в особо сложном положении в связи с иракским кризисом. Латвия не может не участвовать в операциях по разоружению Ирака…Это было бы неправильно, если бы мы не приняли такое решение. Латвия как будущий член НАТО не должна была бы так действовать… Это решение никоим образом не повлияет на интеграцию в ЕС, разъясняла министр иностранных дел Латвии С.Калниете. По мнению ее эстонской коллеги К.Оюланд, Эстония должна вести себя тихо… и не пытаться кого-то дразнить. Война в Ираке стала для балтийских государств трудным тестом на лояльность.

    В целом, отношения с Соединенными Штатами остаются серьезным фактором, определяющим подход европейских стран к интеграции ЕС. Известна особая позиция главного союзника США в Европе Великобритании, которая поддерживает модель ЕС - конфедерации.

    Кроме того, вступление в ЕС потребует от стран-кандидатов пересмотра ряда соглашение между ними и США. Так весной 2002 г. Брюссель потребовал от Эстонии расторгнуть заключенные ранее с США соглашения о взаимном благоприятствовании инвестиций (Бизнес и Балтия 17.05.02).

    Страны Балтии, что естественно для малых стран, опасаются потери лишь 11 лет назад обретенного национального суверенитета в наднациональном институте ЕС, и их больше устраивает модель конфедерации. Так, Президент Эстонии Арнольд Рюйтель (в интервью польской газете Rzeczpospolita) откровенно сказал, что Эстония поддерживает ЕС не с сильной центральной властью, а конфедерацию. У нас уже есть опыт, когда все управлялось из центра (Москвы) и мы не хотим возвращаться к этому. Сдержанное отношение высказал А.Рюйтель и к американскому суперлидерству: Эстония выиграла от проигрыша коммунизма, вновь стала независимой. Сейчас, когда идет война с терроризмом, понятно, что ее возглавляют США. Но большую роль могла бы играть и ООН. Сейчас хороший момент для оживления этого института.

    Схожую позицию занимают и представители эстонского бизнеса. Toomas Luman, глава Эстонской торгово-промышленной палаты, не ставя под вопрос необходимость вступления в ЕС, подчеркивал необходимость вести переговоры с Евросоюзом по таким вопросам, как таможенные барьеры и тарифы для товаров из стран - не членов ЕС. Второй вопрос, по его мнению, не отнимет ли у нас ЕС народной идентичности.

    Представляется, что для стран Балтии, в первую очередь для Эстонии, предпочтительной является более тесная кооперация в рамках более однородного в социально-экономическом и культурно-цивилизационном планах региона Севера Европы. Отдельное региональное направление в интеграционной политике ЕС в отношении стран Балтии и Северо-запада России - Северное измерение (Northern Dimension) - было заявлено еще в 1997 г. Сейчас, с подготовкой стран Балтии к вступлению в ЕС и устойчивым улучшением, несмотря на ряд серьезных противоречий, отношений России с Евросоюзом, Северное измерение может стать важной составляющей формирования северо-европейского интеграционного центра в Евросоюзе, ядром которого будет Швеция и Финляндия, а вероятным лидером - Швеция. Эта модель, как представляется, соответствует и интересам России, целям развития ее регионов, стратегической цели формирования единого европейского экономического пространства.

    Помимо экономической целесообразности, такая модель имеет глубокую балтийскую подоплеку - развитие региона как пространства стабильности и безопасности, как в традиционном, так и широком ее понимании. Поэтому большое внимание и средства североевропейскими странами уделяется экологическим программам и проектам, укрепляющим внутриполитическую стабильность.

    Безопасность в Балтийском и Северо-европейском регионе

    Балтийский регион и Северная Европа в целом единодушно признаются как пространство безопасности. Конфликтный потенциал в регионе очень низок, особенно по сравнению с Южной Европой. У региона очень солидная, вековая кредитная история безопасности. Его важной особенностью, даже в годы холодной войны, было диверсифицированная модель членства в НАТО и ЕС, а также различные статусы государств - от активных членов военной и политической организации НАТО, до нейтрального. Так, Норвегия, один из старейших членов НАТО, в соответствии с конституцией, не допускала размещения ядерного оружия и присутствия иностранных сил на своей территории в мирное время. При этом Норвегия - не член ЕС. В Северной Европе и Балтии самая развитая система региональных организаций. Еще одна существенная характеристика стран региона - традиция поддержания нормальных добрососедских отношений с Россией. Причины, обусловившие такое развитие региона различны - от военных (советских ядерных субмарин в Североморске, начиненного оружием Калининграда) до исторических, особенностей национальной психологии и характера и пр.

    Значение традиционных угроз безопасности, низкое и во времена холодной войны, стало ничтожно малым. Снижение уровня милитаризованности региона произошло еще в 90-х гг. и продолжает сокращаться. Актуальная в начале прошлого десятилетия калининградская дилемма - Гонконг или крепость - в своей второй части сейчас не упоминается даже наиболее настороженно относящимися к России политиками и экспертами (впрочем, первый путь также пока не предопределен). По данным пресс-центра Балтфлота, численность войск в КО составлявшая в 1991 г. 180 тыс. в 2001 г. сократилась более чем в 6 раз и составила менее 30 тыс. В 2002 г. численность должна была снизиться до менее, чем 15 тыс. Россия резко сократила группировку своих ВС на Северо-западе.

    Вооруженные силы Литвы, Латвии и Эстонии даже в самые критические периоды отношений с Россией даже не упоминались последней как потенциальная угроза. В то же время озабоченность Москвы расширением НАТО на балтийские страны диктовалась, помимо политических соображений, возможностью размещения натовских сил на многочисленных объектах, оставленных советскими войсками, в т.ч. аэродромов для базирования стратегической авиации, военно-морских баз. Весьма вероятно, что эти опасения не окажутся беспочвенными. Так, одним из последствий разногласий по Ираку станет не планировавшийся перевод подразделений США из Германии в Польшу и Венгрию. В Раквере (Эстония) начинает действовать РЛС, отслеживающая воздушное пространство в радиусе до 500 км, т.е. и над Санкт-Петербургом. Этот радар вместе с РЛС, установленной в 50 км от границы с Россией в Латвии войдет в систему BALTNET и станет частью натовской системы ПВО.

    Заявленная НАТО еще во время первой волны расширения позиция: The Member States of NATO have no intention, no plan and no reason to deploy nuclear weapons on the territory of the new members, nor any need to change any aspect of NATO's nuclear posture or nuclear policy - and do not foresee any future need to do so пока не изменилась.

    Но ровно столько, сколько будущее отношений России и НАТО будет оставаться туманным, озабоченность, как реальная (у профессиональных военных), так и прежде всего мнимая, используемая для внутриполитических целей, будет нависать на отношениями России с балтийскими странами.


    Очевидно, что взаимоотношения России с Балтией в военно-политической сфере больше, чем в какой-либо иной области, зависят от отношений Москвы с НАТО и Западом в целом.

    Как в интересах собственной безопасности, так и для создания благоприятных условий для социально-экономического развития, чтобы избежать сценария, определенного Институтом исследований будущего (Таллинн) как Санитарный кордон или Бастион (Estonia's Development Scenarios Until Year 2010. Estonian Institute for Future Studies, Tallinn/Tartu 1997), балтийские страны, как представляется, должны способствовать укреплению сотрудничества России с НАТО и ЕС в сфере безопасности.

    Ровно также, вступающие в Европейский Союз Латвия, Литва и Эстония должны быть заинтересованы в укреплении внешнеполитической составляющей и функции безопасности ЕС.

    Несмотря на доминирующие скептические оценки внешне- и военно-политического потенциала Евросоюза, он имеет шансы найти свою нишу в сфере безопасности. Так как создание новой универсальной системы и института безопасности в Европе в обозримом будущем маловероятно, традиционная и широкая безопасность, по всей вероятности, будут обеспечиваться с помощью и в рамках уже существующих институтов и договоров. В то же время трансформация НАТО и постепенное расширение зоны ответственности альянса за границы ее членов оставляют ниши, заполнить которые мог бы ЕС, в т.ч. с помощью вступающих в него стран Балтии, в частности в области миротворчества.

    До иракского кризиса к этому появились определенные предпосылки. То, что ЕС и НАТО подписали соглашение о сотрудничестве, оценивалось аналитиками как твердость намерений ЕС ослаблять свою зависимость от США в вопросах безопасности и обороны. На саммите ЕС в Копенгагене в декабре 2002 г. были согласованы детали взаимодействие при проведении миротворческих операций, в ходе которых ЕС, при необходимости может использовать ресурсы НАТО при управлении кризисными ситуациями. (Боевое крещение европейские миротворцы проходят в Македонии, откуда в декабре 2002 г. НАТО вывело свои войска, и в Боснии, где силы ЕС должны заменить миротворцев ООН). Декабрьское 2002 г. соглашение между ЕС и НАТО позволяет реализовать решение ЕС о создании Европейских сил быстрого реагирования численностью до 60 тыс. человек, целесообразность которого была поставлена под сомнение решением НАТО о создании отрядов быстрого реагирования для операция за пределами стран-членов альянса.

    Так же, как в политической и экономической сферах, в военной области в Балтии оправдали себя совместные проекты В НАТО балтийские страны входят с Балтийским батальоном (BALTBAT), Балтийской эскадрой минных тральщиков (BALTRON), системой контроля воздушного пространства стран Балтии (BALTNET), Балтийским оборонным колледжем (BALTDEFCOL). Существенно различающаяся специфика и масштаб проблем традиционной безопасности Балтии и России дают мало оснований для сотрудничества между ними. Возможности, однако, существуют, и используются в широком балтийском формате. Весьма полезным опыт балтийских стран мог бы оказаться для преодоления тупика в российской военной реформе, где одним из камней преткновения является отсутствие младшего унтер-офицерского состава, системы его подготовки.

    Вряд ли период до официального вступления стран Балтии в НАТО может оказаться правильным временем для выдвижения Россией новых инициатив в сфере традиционной безопасности в балтийском регионе. Но это время может быть использовано для укрепления взаимодействия в рамках существующих многосторонних европейских, евро-атлантических и региональных (благо они есть!) структур, в том числе и для противодействия новым угрозам - терроризма, распространения ОМУ, для укрепления мер доверия в регионе.

    Подобно тому, как торгово-экономические связи развивались, во многом несмотря на политические осложнения, в сфере широкой безопасности (меры по предотвращению нелегальной миграции, торговли наркотиками и оружием, международной организованной преступности) между Россией и балтийскими странами установилось деловое сотрудничество: по охране границ и между правоохранительными органами. По мере укрепления торгово-экономических связей мотивация к сотрудничеству в этой сфере будет возрастать.


    Сценарии развития отношений России и Балтии: 2010.
    Российский взгляд

    Основные факторы Оптимистический сценарий
    Пессимистический сценарий Реалистический сценарий
    Развитие отношений России с Западом Россия продолжает политику укрепления сотрудничества и сбалансированного сближения (с США и Европой) с Западом. Развивается взаимодействие с ЕС и НАТО. Продолжается сотрудничество по антитеррору. Курс становится все более необратимым в течение второго президентства В.Путина.


    Международный фон способствует новому прагматическому сотрудничеству РФ и Балтии. Отношения России с Западом ухудшаются, особенно в предвыборный период. Перевод частей США в страны ЦВЕ и Балтии вызывает ответные меры России. Усиливаются группировки на Северо-западе и в Калининграде. Усиливается роль военных. Растут военные расходы. Ужесточение и сокращение сотрудничества в высокотехнологических отраслях. Переход России к автаркической модели.
    Роль стран Балтии для НАТО и ЕС - передовой окоп. Рост расходов на оборону, экологические угрозы, дестимулирование экономического развития приграничных с Россией областях. Сокращение значения Балтии как транзитного пространства. Россия сохраняет сбалансированную политику укрепления отношений с США и ЕС. Анти-американская риторика снижается, особенно по прошествии выборов.
    Перемещение военных частей к Востоку не сопровождается значимыми ответными мерами РФ на Северо-западе. Продолжается сотрудничество по антитеррору.


    Международный фон умеренно способствует новому прагматическому сотрудничеству РФ и Балтии, хотя возможны временные осложнения.

    Отношения Россия - Европейский Союз ЕС быстрыми темпами выходит из рецессии и входит в стадию подъема. Отношения РФ - ЕС развиваются устойчиво. В 2004 в практическую плоскость переходит энергодиалог. В 2006-2007 гг. с началом нового бюджетного цикла в ЕС начинает реально формироваться общеевропейское экономическое пространство.

    Вступление Эстонии в ЕС снимает проблему РНБ. Растет роль Балтии как энерго -транзитного пространства, растут доходы от транзита, растет экономика. Балтийские страны получают дополнительные инструменты влияния в торговле с Россией.
    В ЕС до 2005 -2006 гг. затягивается рецессия. Отношения РФ - ЕС стагнируют. Энергодиалог и общеевропейское экономическое пространство замораживаются. Условия торговли с расширенным ЕС ужесточаются, объемы не растут.

    Балтийские страны не могут использовать кооперацию с Россией как ресурс укрепления роли в ЕС. Остаются европейской периферией.

    ЕС к 2005 г. выходит и рецессии и постепенно входит в стадию подъема. Отношения РФ-ЕС развиваются устойчиво, но декларативная стадия несколько затягивается. Реализация договоренностей по энергодиалогу начинается с 2004-2005 гг., а по ОЕЭП - с 2007 г.


    Вступление Эстонии в ЕС снимает проблему РНБ. Постепенно, но медленнее, чем по оптимистическому сценарию, растет роль Балтии как энерго -транзитного пространства, растут доходы от транзита, растет экономика. Балтийские страны получают дополнительные инструменты влияния в торговле с Россией.
    Членство России в ВТО Россия завершает переговоры в 2003 и вступает в ВТО в 2004 г.


    Снижаются барьеры по доступу на российский рынок. Россия завершает переговоры не раньше 2007 г. и вступает в ВТО не раньше 2008 г.

    Сохраняются барьеры по доступу на российский рынок. Россия завершает переговоры не раньше 2006 г. и вступает в ВТО в 2007 г.

    Сохраняются барьеры по доступу на российский рынок.
    Интеграция с Белоруссией, Украиной, Казахстаном Интеграция устойчиво развивается. В 2005 г. вводится единая валюта с Белоруссией. Формируется единое таможенное пространство четверки.

    Увеличиваются объемы транзитных грузов, прежде всего контейнерные перевозки и навалочные грузы. Дополнительные стимулы развития транспортно-логичестического комплекса. Развивается интеграция только с Белоруссией. Растет роль Белоруссии как передового оборонного рубежа и преференциального транзитного пространства для России.
    Сокращаются объемы транзита, не стимулируется развитие транспортно-логичестического комплекса. Транзит через Украину не компенсирует потери объемов трансроссийского транзита
    Ускоренно развивается интеграция с Белоруссией. Интеграция с Украиной и Казахстаном развивается, но более медленными темпами.

    С конца 2004-2005 гг. увеличиваются объемы транзитных грузов, прежде всего контейнерные перевозки и навалочные грузы. Дополнительные стимулы развития транспортно-логичестического комплекса для Балтии.
    Экономичес-кое развитие России Углубление реформ. Постепенное существенное увеличение роста ВВП к 2010.

    Расширение рынка сбыта для балтийских стран; расширение возможностей для инвестиций, в т.ч. в отрасли новой экономики; для совместных проектов. Пробуксовывание реформ. Снижение темпов экономического роста.

    Российская и европейская деконъюнктура тормозят экономическое развитие стран Балтии. Сохраняется зависимость экономики от энергоэкспорта. Реформы идут, но недостаточно быстро. До 2010 г. в России сохранится доминирование вертикально-интегрированных бизнес-групп. Продолжается процесс олигархической модернизаци.

    Рынки сбыта для балтийских стран расширяются; сохраняется дисбаланс в торговле; возможности для инвестиций есть, но преимущественно в традиционных отраслях экономики. Возможности для развития транспортно-логистического комплекса расширяются.

    Развитие особых экономических зон (точек роста) Ускоренное развитие с 2004 г. особых экономических зон, прежде всего в Калининграде, Ленинградской области, Северо-западе. Благоприятные условия для инвестиций национальных и иностранных. Высокие (по сравнению с общенациональными) темпы экономического роста.

    Для балтийских стран расширение рынков для инвестиций, для сбыта, дополнительные возможности для развития своих приграничных районов. На Северо-западе ОЭЗ не получают развития. Ужесточается пограничный режим.

    Не развиваются приграничные районы, ухудшается климат для инвестиций, сохраняется и/или усугубляется несбалансированность в торговле с Россией. Дестимулируется развитие туризма и сферы деловых услуг. Ускоренными темпами идет развитие ОЭЗ в Калининграде, других регионах Северо-запада умеренными темпами.

    Благоприятные условия для инвестиций в Калининграде. Развитие приграничных с Россией районов умеренными темпами.

    При подготовке доклада были использованы следующие материалы и публикации:

    БИКИ (Бюллетень иностранной коммерческой информации) №№ 2000-2002 гг.
    Северное измерение: идея и реальность, Москва 2002, Доклад Комитета Россия в объединенной Европе;
    Общий аршин. Эксперты о будущем России, Москва, 2002, доклад Комитета РОЕ и Фонда РОПЦ.
    Возродится ли Союз? Будущее постсоветского пространства, СВОП, 1995.
    Россия и Прибалтика-II, СВОП, 1999.
    P.Goble. Three states - three fates, Current History, October 1994
    Dag Hartelius. Security Cooperation in the Baltic Sea Space: Time to Move Ahead.
    IEWS Policy Briefs. No. 1, August 1998.
    Raport OSW, Warszawa, NN 2000 - 2002
    Estonia's Development Scenarios Until Year 2010. Estonian Institute for Future Studies, Tallinn/Tartu 1997
    Arkady Moshes. The Double Enlargement, Russia and the Baltic States. Working Paper 2002/4 , DUPI.
    Report on Conditions for Growth and Development in the Baltic Sea Region. BSBS 2000.
    Michael Emerson. The Elephant, the Bear and the Hawk. The paper presented at the seminar in the Institute of Europe, RAS, on 14.04.2002.
    M., Emerson, N.Tocci, M.Vahl, N.Whyte. The Elephant and the Bear - EU, Russia and their Near Abroad, CEPS, Brussels, 2001.
    The Baltic and the European Union. Richard Latter. June 2000. Wilton Park Paper 152. Report Based on Wilton Park Conference 602: 25-28 May 2000.
    World Discussions.www.wdi.ru 04.01.2003
    www.delfi.lv
    www.delfi.ее
    И другие.

|1| |2| |3|

 

Последние обновления:

Крупный российский бизнес - 2003

РОССИЯ И БАЛТИЯ: 2010

ВОЙНА В ИРАКЕ: УРОКИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ.

"Крупный российский бизнес и проблемы модернизации"

Excerpts from the Report Russia and World 2003

ПОВЕСТКА ДНЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: В ПОИСКЕ ОБЩИХ РЕШЕНИЙ

 
         
tel: (495) 128-78-14 e-mail info at psifoundation ru


Политика
TopCTO Политика
Rambler's Top100