Уроки войны в Ираке имеют прямое отношение к российской
военной реформе - более того, они могут оказать существенное влияние на
находящееся в процессе реформирования российское военное строительство и
планирование. Такой вывод содержался в выступлениях Владимира Дворкина,
эксперта Центра политических исследований (ПИР-центра), и замдиректора
Института прикладных международных исследований Юрия Федорова на заседании
"Посольского клуба" Фонда перспективных исследований и инициатив.
"Известия" предлагают вниманию читателей тезисы этих выступлений.
Война в Ираке и войны будущего
Война в Ираке, одна
из наиболее успешных больших войн на театре военных действий (ТВД), имела
следующие особенности.
Вопреки ожиданиям многих экспертов,
сухопутная операция была начата практически одновременно с авиационной
подготовкой. Подтвердился вывод о том, что т.н. бесконтактные войны -
это частный случай больших войн на ТВД, и, видимо, будущие войны будут
сочетать бесконтактные операции и операции сухопутных сил.
Война в
Ираке продемонстрировала убедительное превосходство вооруженных сил,
выстроенных и оснащенных согласно требованиям XXI века, над
вооруженными силами, выстроенными по схемам 60-70-х годов прошлого века,
даже если они относительно сильны и многочисленны.
Принципиально
важен очень невысокий уровень потерь: около 150 человек для
англо-американской коалиции, вероятно, на порядок больше для иракских
войск, сопоставимы и цифры потерь гражданского населения. Это существенно
ниже, чем в предшествующих войнах, и несопоставимо ниже потерь в двух
чеченских кампаниях.
Важен и вопрос, на который в Ираке ответа не
было получено: о возможности превентивных ядерных ударов малой мощности
против государства, вызывающего озабоченность, если это государство
само обладает ядерным оружием. Схема, примененная в Ираке, предполагала,
что противник не обладает ядерным оружием. То, что Саддам Хусейн не
предпринимал видимых широкомасштабных военных усилий, не означает, что так
будет себя вести любой будущий противник коалиций, подобных
англо-американской. Вряд ли данная схема применима к Корейскому
полуострову.
Действующими высшими должностными лицами прогнозы в
отношении операции в Ираке не высказывались. Зато выступлений в СМИ
военных аналитиков и бывших военачальников было немало.
До начала
операции в России предполагалось, что в течение двух-трех недель должна
была вестись интенсивная авиационная подготовка, в ходе которой должна
была быть подорвана боеспособность вооруженных сил Ирака, и лишь после
этого предсказывалось начало сухопутной операции. Развитие операции по
иному сценарию вызвало недоумение российских военных.
Можно
предположить, что военным истеблишментом был сделан вывод о том, что война
будет затяжной. Что уже к началу лета США и Великобритания понесут
неприемлемые потери и будут вынуждены согласиться на посредничество
России, Франции и Германии и на возвращение ситуации на рассмотрение в ООН
и т.д.
В чем причины ошибок в прогнозах?
Российские
военные аналитики прогнозировали на основе тенденций: в первой войне в
Персидском заливе было 10-15% высокоточного оружия, в Югославии больше, во
второй войне в Заливе - 85%. Вот и предположили, что во второй войне в
Персидском заливе наземной операции не должно было быть или она будет
минимальной.
Однако во второй войне в Заливе силы союзников были
примерно в два раза меньше по количеству авиации, бронетехники, личного
состава, чем в первой. На этом основании делался вывод о том, что этих сил
недостаточно для быстрой операции. Но ведь повышение роли высокоточного
оружия и информационно-разведывательных и управляющих систем ведет к тому,
что для поражения одних и тех же целей требуется тем меньше средств, чем
они совершеннее.
Анализ ошибок в российских прогнозах операции в
Ираке приводит к выводу о том, что руководству Вооруженных сил России
необходимо уделить особое внимание многовариантному планированию,
сочетающему оперативно-стратегическое и оперативно-тактическое мышление с
поддержкой принятия решений специальными аппаратно-программными
комплексами.
И вашим, и нашим
Война в Ираке дала
аргументы как сторонникам, так и противникам радикальной военной реформы.
Противники теперь говорят, что России пора наращивать военный бюджет,
отменять отсрочки от призыва, создавать мощную армию и усиливать ядерный
потенциал. Другая точка зрения состоит в том, что России пора всерьез
браться за осуществление военной реформы.
Поэтому следующий важный
вопрос: ради чего проводить военную реформу? Основных подходов к
этому вопросу два.
Согласно консервативно-традиционному подходу,
главная военная угроза для России исходит с Запада, в первую очередь от
США. Структура и задачи вооруженных сил видятся схожими с теми, какие
стояли перед Вооруженными силами СССР.
Сторонники второго подхода,
напротив, считают, что главные угрозы исходят не с Запада, а с Юга. Это
угрозы, связанные с локальными конфликтами, пограничными проблемами, целый
ряд т.н. нетрадиционных угроз, международный терроризм. Такой подход
требует кардинальной перестройки вооруженных сил.
Первый подход
идентифицирует противников, но не дает четких ориентиров партнерства и тем
самым возлагает на Россию еще большую нагрузку военных приготовлений.
Второй подход предполагает партнерство с Западом, участие в его
коалиционных операциях. Что создает более определенные рамки для
реформирования вооруженных сил.
Сейчас Россия находится в
уникальных исторических условиях, когда в ближайшей перспективе у нее нет
государств-противников. А для борьбы с терроризмом нужны небольшие, хорошо
обученные и оснащенные современным высокоточным оружием силы. Ядерное
оружие для России будет играть важную, но ограниченную роль.
Преобразования, проводимые в Вооруженных силах после 1992 года,
отличались хаотичностью и неэффективностью. С конца 2001 года особое
значение придается созданию частей постоянной боевой готовности и переходу
к профессиональной армии. Перевод в первую очередь на контрактную основу
сержантов и старшин имеет принципиальное значение для реформирования ВС.
Однако этого недостаточно.
Российская армия сильно отстает по
своей структуре. Опыт операции в Ираке подтвердил: борьбу давно ведут не
виды и рода вооруженных сил, а группировки разнородных сил и средств.
Отсутствие в России объединенных командований препятствует повышению
боевого потенциала смешанных вооруженных сил.
Весь международный
опыт показывает, что вооруженные силы сами не способны к серьезной
трансформации, и только высшие законодательные органы или очень сильная
политическая воля президента способны провести крупные реформы.
Наращивание высокотехнологичного эмбриона
Важнейшая
задача реформирования Российской армии - если не преодолеть
технологический разрыв между вооруженными силами США, Запада и России, то
остановить его угрожающий рост. Для этого необходимо выбрать приоритетные
направления. Сегодня им должно быть высокоточное оружие, интегрированное с
системами разведки, управления и связи. Перспективные системы
высокоточного оружия есть - чтобы довести их до серийного производства,
потребуется около пяти лет.
Принятая сейчас линия на модернизацию
военной техники может себя не оправдать - таким путем преодолеть
технологический разрыв невозможно. Задача - в создании в 2010-2015 гг.
ядра, или, как его называют, высокотехнологичного эмбриона будущих
Вооруженных сил. Представляется, что ВС будут построены на принципах
объединенных командований, их ядром станут мобильные силы быстрого
реагирования, действующие вместе с транспортной авиацией, морскими,
железнодорожными и наземными транспортными средствами под руководством
оперативного объединенного командования стратегических перебросок.
Подобные силы быстрого реагирования могут быть зародышем будущей
армии. Они же необходимы для участия в коалиционных операциях.
Однако решить эти задачи невозможно, сохраняя нынешнюю численность
армии. Для военно-политического положения России в настоящее время и в
обозримой перспективе чрезмерна и 800-тысячная армия. Ее необходимо
сокращать до 550-600 тыс. человек.
Направления реформирования
Вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса России известны.
Иракская война должна дать толчок форсированной реализации этих планов.
Есть надежда, и появились первые признаки, что опыт войны антииракской
коалиции даст толчок для реальных реформ Вооруженных сил России.
Публикацию подготовил Андрей ЛЕБЕДЕВ |